ДУРА-ЕВРОПОС - Страница 4

Помещение синагоги (высотой около 7 м, площадью 7,68х13,35 м) со скамьями вдоль стен имеет в западной стене, обращённой к Иерусалиму и к разрушенному храму, полукруглую нишу, предназначенную для хранения свитков Торы, перекрытую конхой, украшенной лепной раковиной по образцу античных ниш, предназначенных для культовых статуй, с возвышением перед ней. Ниша обрамлена аркой на широких устоях-колоннах, расписанных под цветной мрамор; она напоминает римские триумфальные арки с высоким аттиком. На стенах было обнаружено два слоя живописи. В настоящее время демонтированные настенные росписи экспонируются в Национальном музее в Дамаске. Первая декорация синагоги, датируемая 244/245 г., повторяла схему декора современных греко-римских памятников: углы прямоугольного помещения были оформлены нарисованными пилястрами, роспись низа стен имитировала традиционную римскую кладку «opus sectile», роспись потолка – фигурную черепицу, украшенную рельефными снопами и связками плодов, символизирующими изобилие, женскими головками, птицами, рыбами, бегущими газелями, кентаврами, на черепице обнаружены греческие и арамейские надписи с датами и именами жертвователей. На «аттике» арки, обрамляющей нишу для свитков Торы, на светло-голубом фоне золотом изображены: в центре – Иерусалимский храм, слева – менора (семисвечник), лулав (пальмовая ветвь) и этрог (плод дерева из рода цитрусовых), использовавшиеся в ритуале праздника Суккот, справа – «Жертвоприношение Авраама» (Авраам представлен перед алтарём, ниже помещён агнец у древа, выше – шатёр с человеческой фигуркой в нём (Измаил?); персонажи показаны со спины). Программа декора символизирует надежду на восстановление Мессией храма, утраченного иудеями, чью верность Единому Богу подчёркивает сцена жертвоприношения, заменившая шофар, традиционно включаемый в декор ранних синагог. Этот образ бескровной жертвы, противопоставленной языческим жертвоприношениям, напоминает о договоре Бога с Авраамом и его потомством – еврейским народом, частью которого были молящиеся в синагоге. Оформление ниши сходно с декором позднейших синагог Ближнего Востока (синагога в Бет-Альфе). Христианское искусство заимствовало использованный здесь принцип размещения определённых символов в важнейшей зоне храма (ср. с изображениями Этимасии, символов евангелистов и закладной надписи в центре триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме). Символы, изображённые над аркой, могли отражать традицию, зафиксированную текстом лишь в VIII в.: «В будущем Он… воссядет в саду Эдемском и раскроет смысл новой Торы, которую Он даст им через Мессию». Над нишей представлена ветвистая виноградная лоза без гроздьев с троном и столом под ней. Исследователи трактовали её как древо жизни или, напротив, как символ плодородия и возрождения, близкий к мистическому культу Диониса, аналог золотой лозы с гроздями винограда, размещавшейся на портике Иерусалимского храма и в других синагогах (синагога в Бет-Шеане в Десятиградии).

 



 
PR-CY.ru