«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Во второй половине XIX в. в Нижегородской губернии получили распространение списки с прославившегося исцелениями образа, присланного в 1853 г. с Афона в арзамасский во имя Алексия, человека Божия, монастырь, с соответствующей подписью внизу на развёрнутом свитке (чтимый фрагмент иконы – в арзамасском Никольском женском монастыре; несколько списков, в том числе в окладе, – в Воскресенском соборе Арзамаса). В России писались живописные изображения на холсте с более тёмным колоритом (последняя треть XIX в., частное собрание). Сызранские иконы второй половины XIX в. (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) с различными цветами одеяний, в редких случаях с правым поворотом фигур выполнены в традиционном стиле. Существовали хромолитографии образа, которые наклеивались на доску и бытовали в качестве икон, например, изданная в 1893 г. в мастерской Ефима Ивановича Фесенко в Одессе (частное собрание). Афонская святыня воспроизводилась и в XX в. (чудотворный образ 1941 г. из монастыря во имя святых Марфы и Марии (монастырь Встречи) близ Иерусалима). Греческие списки афонской святыни XIX–XX вв., которые близки к русским по художественному исполнению, нередко сопровождаются авторскими или вкладными подписями на лицевой стороне (икона 1966 г. – «Моление архимандрита Гавриила и Христодула монаха» в церкви праведного Закхея в Иерихоне – на светлом фоне в сиянии, Богородица в мафории, без плата). Икона второй трети XIX в. (частное собрание), судя по русской надписи на обороте, вложенная в один из храмов России, содержит греческую подпись: «Рукою Иоасафа монаха из Керасиа на Афоне», т.е. мастер жил в одном из монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келий, при Великой Лавре Афанасия Афонского. Раскрашенная гравюра 1866 г. (из монастыря Симонопетра) близка по иконографии к живописным произведениям, но отличается в деталях (у ангелов в руках длинные свитки, на правом – славянская надпись), отсутствует образ Бога Отца. По мнению исследователей, такие гравюры служили образцами для мастеров, не имевших возможности видеть и копировать оригинал. Прорись иконы «Достойно есть» византийского типа (без венцов и ангелов, рука Младенца поверх плата) помещена под 11 июня в числе рисунков для Миней Московского патриархата работы протоиерея Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной. Один из современных списков, выполненный около 1999 г. иконописцами Никольского скита («Белозерки») на Афоне, находится в церкви Святой Троицы в Троицкой слободе в Москве (подворье Троице-Сергиевой лавры).



 
PR-CY.ru