Словарь по христианству Д ДИСПЕНСАЦИЯ

ДИСПЕНСАЦИЯ

ДИСПЕНСАЦИЯ (от лат. «dispensare» – «освобождать», «управлять») – термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении. Диспенсация не означает отмену нормативного акта (abrogatio) или его замену новым (obrogatio), с полным прекращением действия для всех субъектов права, но адресована к отдельным субъектам права. Она также не является прощением (excusatio), приостановлением действия или частичной отменой нормативного акта (derogatio), отпущением грехов (absolutio, indulgentia), фикцией соблюдения действующего нормативного акта при игнорировании (dissimulatio) нарушения должностным лицом, льготой (tolerantia), привилегией (privilegium). Диспенсация позволяет не соблюдать определённую норму закона, но в отличие от разрешения (permissio) не санкционирует совершение в соответствии с законом исключительного действия, на которое лицо при обычных обстоятельствах не имеет права. Термин «диспенсация» восходит к латинскому глаголу «pensare» с двойным значением: «взвешивать металл» (главным образом, медь) и «платить» (распределять взвешенное). В юридических текстах глагол «dispensare» употреблялся в значении «распределять», «вести счёты» («dispensare rationes»). В классической литературной и юридической латыни существительное «dispensator» обозначало раба-казначея, управителя, которому был предоставлен надзор за деньгами и их выдача (в сочинениях Варрона, Цицерона, Тацита), позднее так называли казначея императорской кассы, а в законодательстве поздней империи – богадельного старосту (Конституция 472 г.). Существительное «dispensatio» указывало на раздачу чего-либо (Ливий) или управление чем-либо (Цицерон). В христианских богословских и юридических текстах существительное «dispensatio» употреблялось для перевода греческого слова, обозначающего  «домостроительство», «икономия» (четвёртый Вселенский собор, правило 24). Папа Римский Лев I Великий (440–461 гг.), используя термин «dispensatio», писал о возложенном на него управлении делами, необходимом для заботы о сохранении привилегий церкви; в том же значении диспенсация встречается в «Декрете» Грациана. В деяниях Латеранского собора 1123 г. слово «диспенсация» употреблялось как синоним слова «управление». В каноническом праве значение слова «dispensatio» стало соотноситься с Божьим Промыслом, Провидением и связанными с ними милостью, милосердием. Ещё в ранней церкви (под влиянием идеи рационального божественного управления, а также воззрений Платона и стоиков на икономию) признавалось, что в определённых случаях управление предполагает снисходительность и частичное приостановление действия некоторых законов. Взаимосвязь управления и милосердия проявилась в значении слова «диспенсация» уже в переписке папы Римского Геласия I (492–496 гг.).

 



 
PR-CY.ru