ДВЕНАДЦАТИ ПСАЛМОВ ЧИН

ДВЕНАДЦАТИ ПСАЛМОВ ЧИН – богослужебное последование, основу которого составляют 12 определённых псалмов. Хотя в принятом ныне в православной церкви Типиконе и других текстах, регламентирующих литургическую практику, чин двенадцати псалмов не упоминается, он, тем не менее, включён во многие издания Следованной Псалтири и Каноника (в том числе в современные русские). В настоящее время чин двенадцати псалмов не имеет определённого места в круге церковных богослужений и используется особенно усердными к молитве христианами в келейном правиле. Однако по происхождению этот чин не является правилом индивидуальной молитвы – он восходит к древнему циклу псалмов 12 часов ночи, который является частью специфической системы последований суточного круга, состоявшей из 24 служб, в отличие от принятой ныне повсеместно в православной церкви системы, основанной на палестинском Часослове и состоящей из девяти служб (или, если не считать полунощницу, позднее всего утвердившуюся в составе палестинского Часослова, и изобразительны, – из семи служб). Происхождение чина двенадцати псалмов из иного по сравнению с принятым ныне Часословом объясняется его неопределённый статус в современных богослужебных книгах. По рукописям исследователям известно два ряда двенадцати ночных псалмов – древний и новый (выбор конкретных псалмов для обоих рядов в рукописных источниках несколько варьируется; чин двенадцати псалмов в современных книгах соответствует новому ряду). Оба ряда были впервые изучены Ефимом Петровичем Диаковским, чья работа доныне остаётся основным исследованием по этому вопросу. Новый материал по теме был опубликован Иоаннисом Фундулисом, тем не менее, весь комплекс сохранившихся данных о древней системе 24 суточных служб (и, в частности, о 12 ночных псалмах) изучен недостаточно, а представления о литургической традиции (или традициях), в рамках которой эта система существовала, – отрывочны. Древнейшая рукопись, описывающая ряды из 12 ночных и 12 дневных псалмов, – это Александрийский кодекс Библии V в., где приведены краткие указания о составе целого Часослова. Следующим по времени свидетельством об этом Часослове признаётся папирусный фрагмент второй половины VI в., содержащий лишь номера 12 дневных псалмов (в основном, совпадающие с указанными в Александрийском кодексе, кроме псалмов для часов 8–11).

 



 
PR-CY.ru