ДИОНИСИЙ, Зобниновский Давид Фёдорович - Страница 6

К 1616 г. в состав троицкой вотчины вошли монастыри Авнежский во имя Святой Троицы, Стефанов Махрицкий во имя Святой Троицы, Макариева пустынь в предместье Бежецка, в 1616–1617 гг. за ними последовал Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Троицкие власти стали проводить перепись имущества этих обителей и посылать для управления ими своих старцев. Усилия Дионисия и братии были направлены на то, чтобы права и привилегии Троице-Сергиева монастыря были распространены на владения приписных монастырей. Это было сделано в новой жалованной грамоте 1617 г., которая распространила традиционные права и привилегии и на новые приобретения Троицкого монастыря. После отмены в 1584 г. тарханных несудимых грамот владения монастыря должны были платить в государственную казну все основные налоги, но в 1598–1599 гг. царь Борис Фёдорович Годунов освободил монастырскую пашню от обложения, а пашня монастырских слуг и крестьян должна была облагаться не по нормам, установленным для церковных земель, а по более льготным нормам, установленным для поместных земель. В первые годы правления царя Михаила Фёдоровича эти установления перестали выполняться. В декабре 1616 г. Дионисий и Авраамий (Палицын) подали грамоты Бориса Годунова в Поместный приказ. Царские грамоты 1617 и 1619 гг. признали за монастырём соответствующие права, но на практике они из-за произвола чиновников не всегда соблюдались. На первые годы правления Михаила Фёдоровича пришлось начало большой работы по приведению в порядок обширного троицкого архива. В 1614 – начале 1615 гг. «всего собора советом» была составлена копийная книга – сборник списков наиболее важных полученных монастырём жалованных грамот и актов дарений. В обширном предисловии к книге его автор (по мнению ряда исследователей, Дионисий), цитируя правила пятого и седьмого Вселенских соборов и главу  75 Стоглава, доказывал право церкви получать земельные дарения, чтобы иметь возможность обеспечить вечное поминовение душ вкладчиков. Одновременно в предисловии подчёркивался долг братии непрерывно совершать такое поминовение. 25 марта 1616 г. в монастыре началось составление «чёрных книг крепостной казны», содержавших копии текущих, поступавших в монастырь документов. Постоянное удовлетворение в 1613–1618 гг. разнообразных ходатайств троицких властей говорит о тёплых, близких отношениях, установившихся между обителью и молодым царём в эти годы настоятельства Дионисия. В 1616 г. Михаил Фёдорович подарил монастырю золотое кадило, украшенное драгоценными камнями, воздухи и покровы. В ноябре того же года царь пожаловал Троицкой обители «городок Радонеж со всякими угодьи» – единственное земельное пожалование царского дома монастырю в первой половине XVII в. О расположении молодого царя к обители говорит и распоряжение в октябре 1615 г. прислать в Москву учёных троицких старцев Антония (Крылова) и Арсения Глухого, а также Иоанна Наседку для подготовки к изданию Требника.

 



 
PR-CY.ru