ДИОНИСИЙ Иконник - Страница 9

В 1499 или 1500 г. Дионисий с «чадами» отправился в длительную поездку на Белоозеро, возможно, по приглашению вернувшегося «на покой» в Ферапонтов монастырь архиепископа Иоасафа, заказчика иконы для Ризоположенской церкви. Пребывание Дионисия в Белозёрском крае определяется по датам, указанным на обороте центральной деисусной иконы из иконостаса Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря (Третьяковская галерея) и на откосе северного портала в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Первую дату сообщает надпись, выполненная чернилами чёрного цвета и позднее, в процессе монтирования оклада или поновлений (на протяжении первой половины XVI в.?), вырезанная под ней: «В лет(о) ЗИ (7008) писанъ Деисоусъ и праздники и пророци Денисьева письмени». Вторая надпись содержит дату начала работ над росписью: «В лет(о) 70(10)-е м(е)с(я)ца августа въ 6 на Преображение Г(о)с(под)а...» – и её завершения: «А кончана на 2 лет(о) м(е)с(я)ца сентявреа въ 8 на Р(о)ж(е)ство пресс(вя)тыа Вл(а)д(ы)чица нашыа Б(огороди)ца Мариа...» В тексте на обороте иконы «Спас в силах» из Павлова Обнорского монастыря указание на «лето 7008» предполагает при сентябрьском летосчислении возможность работ с сентября 1499 г. до августа 1500 г. Маршрут Дионисия на север из Москвы или Волоколамского монастыря неизвестен. Исследователи считают, что если предположить, что первым пунктом посещения в вологодско-белозерских землях был Павлов Обнорский монастырь, расположенный в верховьях реки Обноры, то, возможно, художник с «чадами» ехал туда через центр Ростовской епархии. В Ферапонтов монастырь он попал, скорее всего, через Вологду. Вероятно, тогда же Дионисий посетил Спасо-Прилуцкий монастырь, где с ним могли вестись переговоры о создании житийной иконы основателя обители. Помимо работ в Павловой Обнорской обители Дионисий исполнил и некоторые заказы Кириллова Белозерского монастыря, что устанавливается на основании художественно-стилистических признаков (по крайней мере, для одного сохранившегося произведения – нагробной иконы Кирилла Белозерского). О тесных связях Дионисия и его семьи с обителью свидетельствуют записи родословия художника в трёх сохранившихся местных синодиках начала XVI и XVII вв. Главным заказом и итогом деятельности Дионисия и его мастерской в белозерский период, очевидно, были росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. О других монументальных работах художника на Белоозере или в вологодских окрестностях сведения отсутствуют. Из-за неполной сохранности чтение даты летописной надписи на откосе северного портала собора в Ферапонтовом монастыре вызывало разногласия. В настоящее время вопрос определения срока начала работы («В лет(о) 7010-е» или «7008-е») исследователи считают решённым в пользу последней даты, поскольку в надписи для «и восьмеричного» в отличие от «i десятеричного» отсутствует необходимое пространство.

 



 
PR-CY.ru