ДИОНИСИЙ Иконник - Страница 16

Сотрудничество в 1507 г. с известным переводчиком, организатором писцового дела, переписчиком и декоратором рукописей Михаилом Медоварцевым над оформлением Четвероевангелия для печатника и казначея Ивана Ивановича Третьякова-Ховрина (ум. после 1549 г.) в келье монастыря Николы Старого, а также работы в великокняжеском соборе в 1508 г. расширили связи художника. Феодосий стал известен не только и даже не столько как художник: он «философствует» среди бояр и иноков, не кистью, а словом. Его общественная позиция отчётливее выявляется по письменным источникам, анализ которых вскрывает стремление Феодосия обособиться от ремесленных кругов. Владимир помимо упоминаний наряду с Феодосием в «Житии преподобного Иосифа» и летописчике Игнатия Зайцева фигурирует в описи Волоколамского монастыря 1545 г., но лишь однажды, при описании интерьера тёплой Богоявленской церкви при трапезной: «Деисус стоячеи. 9. иконъ на гладком золоте. Письмо Володимерово Денисьева сына да ученика их Тучкова». Дата строительства комплекса – между 1503 и 1508 гг. Опись ранней церкви Одигитрии «под колоколы» (1495 г.) называет среди прочих местных образов «Пречистое Успение. На гладком золоте. Письмо Денисьевых детей и учениковъ его», но кого именно – для исследователей остаётся неясным, подобно упоминанию «чад» ферапонтовской летописи 1502 г. Круг работавших с Дионисием в Иосифовом Волоколамском монастыре художников был обширным, и в некоторых случаях составители описи 1545 г., затрудняясь назвать их поимённо, прибегали к выражению «иного мастера»; так, при описании икон трапезной палаты в одном случае сказано: «Деисус над налоем. 6. икон. Денисьева письма. А седмая икона Спасовъ образ не его письма». Учениками Дионисия были (кроме упоминаемого описью Петра Тучкова, судя по иконописному подлиннику краткой редакции, вошедшего позже в число великокняжеских «писцов») племянники Иосифа Волоцкого Досифей (Топорков) и Вассиан (Топорков). Оценка степени художественной подготовленности «братаничей» преподобного Иосифа, участвовавших в украшении Успенского собора Волоколамского монастыря, невозможна для исследователей даже на гипотетическом уровне, поскольку нельзя исключать, что их упоминание в «Житии преподобного Иосифа Волоцкого» епископом Саввой (Чёрным), преемником Вассиана по Коломенской кафедре, могло быть данью уважения. Факт их обучения «художеству» исследователи расценивают как продолжение традиций Московской кафедры, заложенных Московским митрополитом Петром. Кистью владели современники Иосифа и его «братаничей» митрополиты Симон и Макарий.



 
PR-CY.ru