ДИОНИСИЙ - Страница 8

Хотя Дионисий не принадлежал к числу наиболее почитаемых Суздальских святых (в опубликованных описях крупнейших суздальских храмов XVII в. его иконы не упомянуты), во второй половине XVII в. – XIX в. его изображения среди местных чудотворцев встречались в храмах Суздальской епархии. Один из ранних примеров – образ из иконостаса собора Покровского монастыря, заказанный в 1674 г. в числе прочих икон местного ряда вязниковскому иконописцу Михаилу Ивановичу Пономарёву. Кроме Дионисия на иконе были изображены Суздальские святители Иоанн, Феодор и Симон, в состав местного ряда также входили иконы Суздальских преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии. В 1756 г. Суздальский митрополит Сильвестр приказал изобразить Дионисия и святителя Симона на иконе Суздальских чудотворцев. Эти сведения указывают на стремление Суздальских архиереев расширить круг местных святых, включив в него подвижников, погребённых за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом. При этом Дионисий часто сопоставлялся со святителем Симоном, который, согласно распространённому преданию, тоже был погребён в Киево-Печерской лавре. Вероятно, подобные произведения первоначально были связаны с Рождественским собором и архиерейским домом, позднее они получили распространение в других храмах епархии. По свидетельству Василия Тимофеевича Георгиевского (1861–1923 гг.), во Флорищевой пустыни находился образ свв. Феодора, Иоанна, Симона, Дионисия, Евфимия и Евфросинии Суздальских и святителя Димитрия Ростовского (судя по изображению последнего, икона была создана не ранее 1757 г.). Представление о подобных изображениях дают две сохранившиеся иконы Суздальских святых – композиция на оборотной стороне 2-стороннего образа первой трети XVIII в. из церкви Казанской иконы Божьей Матери в Суздале и икона середины XIX в. из Рождественского собора (обе в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике). Последняя (Дионисий изображён вместе со святителями Иоанном, Феодором, Симоном, преподобными Евфимием и Евфросинией Суздальскими) написана на доске горизонтального формата и, вероятно, первоначально была установлена под какой-то Богородичной иконой. На этих иконах Дионисий облачён в фелонь, омофор и митру (в отличие от традиционных изображений святителей Иоанна и Феодора в белом клобуке), тип лика в целом соответствует рекомендациям иконописных подлинников.

 



 
PR-CY.ru