ДИОНИСИЙ - Страница 2

Позднее великий князь Василий I Димитриевич и митрополит Киприан утверждали, что Нижний Новгород и Городец не были присоединены к Суздальской епархии, а лишь переданы в управление Дионисию как экзарху Константинопольского патриарха. Но и в этом случае у исследователей есть основание говорить о доброжелательных отношениях между митрополитом и епископом. Всё это позволяет исследователям признать обоснованной точку зрения Гелиана Михайловича Прохорова (род. в 1936 г.) о том, что Дионисий принимал участие в решении двух князей разорвать отношения с Мамаем и освободиться от власти Орды. В 1377 г. «по благословению» Дионисия была написана Лаврентьевская летопись. После смерти в 1378 г. митрополита Алексия великий князь Димитрий Иоаннович выдвинул кандидатом на митрополичью кафедру своего «печатника» попа Митяя (Михаила), который задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий, прибыв в Москву на Собор, имевший целью поставление великокняжеского фаворита в епископы, опротестовал этот замысел, не посетил Митяя, а на Соборе выступил против его поставления и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Это привело к конфликту между Дионисием и Митяем, который угрожал Суздальскому епископу карами после возвращения из Константинополя.  Великий князь задержал Дионисия, но поручителем за него выступил Сергий Радонежский. Исследователи предполагают, что Дионисию (как и Сергию Радонежскому) не нравилось вмешательство великого князя в церковные дела. Опасаясь, что Дионисий помешает Митяю в Константинополе, великий князь приказал святителя «нужею удръжати». Дионисий был освобождён лишь тогда, когда он обязался не ездить в Константинополь, и поручителем за него выступил преподобный Сергий. Однако Дионисий не сдержал обещания и летом 1379 г. направился по Волге к Сараю, чтобы оттуда ехать в Византию. В Константинополе он задержался. Михаил, боясь его посвящения, отправился туда же, но по дороге в 1379 г. умер. Посвящение вместо него получил один из сопровождавших, Пимен. Летом 1381 г. Дионисий прислал оттуда с монахом Малахией Философом два образа Богоматери, один представлял собой копию чудотворного образа «Одигитрия». Иконы были поставлены в Спасском соборе Нижнего Новгорода и в соборе Суздаля. Из Константинополя архиерей привёз часть Крови Спасителя, частицу Гроба Господня, частицу тернового венца, мощи многих святых. В 1383 г. по приказу великого князя реликвии были заключены в серебряный ковчег. В надписи на нём отмечено, что Дионисий сумел их получить «споспешники имея богоносныя отъца во Цариграде». Поездка была для Дионисия успешной. Суздальская епархия стала архиепископией, Константинопольский патриарх Нил Керамевс (1379–1388 гг.) подтвердил принадлежность к ней Нижнего Новгорода и Городца, а Дионисий получил право носить «крещатые ризы».

 



 
PR-CY.ru