Словарь по христианству Д ДЕЦИЙ

ДЕЦИЙ

ДЕЦИЙ, Цезарь Гай Мессий Квинт Деций Траян Август (195–251 гг.) – римский император (с июня 249 г.). Происходил из сенаторской семьи; в юности получил хорошее образование; сделал карьеру военачальника и администратора. Между 215 и 225 гг. был квестором и получил сан сенатора, до 233 г. был претором и консулом-суффектом, а в 234–238 гг. предположительно был наместником провинции Нижняя Мёзия. В конце правления императора Филиппа Араба (244–249 гг.) Деций занимал должность префекта Рима. Когда в 248 г. в Паннонии вспыхнул мятеж Марина Пакациана, и началось массированное вторжение готов в римское Подунавье, Филипп Араб направил Деция на Дунай, поручив ему командование дунайскими легионами. К моменту прибытия Деция узурпатор был убит, а мятеж подавлен. Возглавив войска, Деций разбил готов и в июне 249 г. был провозглашён императором. Он предложил Филиппу Арабу поделить власть, однако тот отказался. В сентябре 249 г. в битве у Вероны войска Деция разгромили армию Филиппа Араба. Филипп погиб в бою, его сын Филипп Младший был убит в Риме преторианцами. Вступив в столицу, Деций получил от Сената почётное имя Траян. В период правления он обуздал своеволие легионеров, восстановил авторитет Сената, навёл относительный порядок в сфере управления и начал решительную борьбу с синкретическими религиозными культами, стремясь восстановить авторитет традиционной римской религии. Если при Филиппе Арабе имперские власти в целом терпимо относились к христианам, а Филиппа Орозий назвал «первым императором-христианином», то с приходом к власти Деция ситуация радикально изменилась. В феврале 250 г. Деций опубликовал эдикт (его текст не сохранился), в котором потребовал от всех жителей империи участия в публичном жертвоприношении римским богам. Сведения о применении его эдикта имеются для Рима, Италии, Испании, Сицилии, Асии, Понта, Египта, Африки, Сирии и Палестины. Жертвоприношения должны были совершаться в присутствии комиссии из пяти человек. Скорее всего, обряд воспринимался Децием и его правительством как некая присяга на верность, которая должна была оградить правящего императора от возможных мятежей и заговоров и тем самым способствовать стабилизации политической обстановки в империи. Тем, кто участвовали в обряде, выдавались удостоверения (libelli). На каждом документе должны были стоять подписи двух свидетелей (в Египте найдено около 40 таких libelli на папирусах, датированных июнем 250 г.). Отказ участвовать в жертвоприношениях изобличал граждан в нелояльности к властям. Поскольку для христиан участие в языческой религиозной церемонии было невозможно, начались жестокие преследования христиан с применением пыток и смертной казни. В результате гонений, принявших массовый характер и распространившихся на всю территорию империи, пострадало множество представителей клира, появилось немало мучеников, однако большое число христиан всё-таки не смогли отказаться от обряда. Христиане вели себя по-разному.

 



 
PR-CY.ru