ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 10

Пока те пировали, слуги Катулы выкрали тела и спрятали их на гумне в шести милях от города, где и погребли (впоследствии на этом месте была возведена церковь). В «Мученичестве...» настойчиво проводится параллель между троичностью Божественных Лиц и троицей мучеников, что говорит о скрытой полемике составителя с арианским вероучением, влиятельным в соседней вестготской Испании. Возможно, составитель «Мученичества...» пользовался более ранним текстом, восходящим ко времени полемики галльских епископов с вестготами в конце V – начале VI вв. В отличие от «Мартиролога» Иеронима в «Мученичестве...» св. Рустик назван пресвитером, св. Елевферий – диаконом. Венанций Фортунат представлял Дионисия как святого покровителя Паризиев. В первой половине VI в. епископ Леонтий II воздвиг в Бурдигале (современный Бордо) базилику во имя Дионисия, воспетую Венанцием в особом гимне. Франкский король Дагоберт I (король Нейстрии и Бургундии в 629 – 638/639 гг.) повелел построить на могиле св. Дионисия новую базилику и учредил при ней общину клириков. Мощи Дионисия и его спутников были открыты и помещены в богатую гробницу. Почитание св. Дионисия приобрело тесную связь с династией франкских королей Меровингов. Преемники Дагоберта I оказывали покровительство базилике св. Дионисия и считали святого своим небесным покровителем. Однако почитание Дионисия не распространилось на всю Галлию. Особое благоговение перед св. Дионисием испытывала нейстрийская ветвь потомков Дагоберта I, представители которой имели резиденции в окрестностях Паризиев. У исследователей нет сведений о почитании св. Дионисия австразийскими франками, в частности династией майордомов Пипинидов, получивших реальную власть во Франкском королевстве с конца VII в. Со времён короля Дагоберта I имя Дионисия упоминается в королевских грамотах о различных привилегиях, дарованных базилике и монастырю св. Дионисия (Сен-Дени). По мнению исследователей, сохранившиеся дипломы Дагоберта I, скорее всего, подложны, однако дипломы его сына короля Хлодвига II считаются подлинными. В дипломе короля Теодориха IV (724 г.) кратко пересказано «Мученичество...» Дионисия. В «Деяниях Дагоберта», составленных в Сен-Дени, приведён сокращённый пересказ «Мученичества...», приписываемого Венанцию Фортунату. В 754 г. папа Стефан II (752–757 гг.) совершил коронацию Пипина III Короткого в монастыре Сен-Дени, подчеркнув преемственность его власти от династии Меровингов. Перед смертью Пипин выразил желание быть погребённым в церкви Сен-Дени вниз лицом, в знак покаяния за прегрешения против церкви своего отца Карла Мартелла. Римский папа Стефан II, прибывший во Франкское королевство зимой 754 г., остановился в монастыре Сен-Дени. Вскоре он тяжело заболел, однако быстро поправился. Эти события описаны в «Послании папы Стефана», в котором его исцеление приписано чудесному явлению св. апостолов Петра и Павла и Дионисия. После выздоровления папа Стефан освятил перед гробницей св. Дионисия алтарь во имя апостолов Петра и Павла. С XVI в. «Послание папы Стефана» признаётся подложным, несмотря на то, что основная часть описываемых в нём событий достоверна. Исследователи допускают, что это «Послание...» было создано в монастыре Сен-Дени не позднее конца VIII в.

 



 
PR-CY.ru