ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 8

В одиннадцатом послании (неподлинное), адресованном Аполлофану, уже обратившемуся под влиянием Дионисия Ареопагита в христианство, та же история затмения передана в виде общего воспоминания более подробно. Здесь уточняется, что тогда Дионисию Ареопагиту было 25 лет. Биографические сведения о нём содержит также девятое послание, адресованное монаху Димофилу, в котором автор упрекает Димофила в нетерпимом отношении к пресвитеру, впавшему в смертный грех, но затем раскаявшемуся. Для увещевания своего адресата Дионисий Ареопагит приводит историю с апостолом Карпом. Прибыв однажды на Крит к апостолу Карпу, Дионисий Ареопагит застал его скорбящим по поводу некоего христианина, которого его знакомый язычник во время празднования привлёк к исполнению обрядов. Расстроенный апостол Карп уже желал погибели и совратившему и совращённому, но однажды ночью в видении ему явился Христос, Который освободил обоих грешников от змей, обвивавших их и увлекавших в бездну. Господь упрекнул апостола Карпа за жестокосердие, сказав, что ради исправления грешника Он готов вновь пострадать. Та же история видения апостолу Карпу приведена аскетическим писателем начала V в. Нилом Анкирским в послании к епископу Олимпию (под именем преподобного Нила Синайского); вероятно, у Нила Анкирского её заимствовал автор «Ареопагитик», поместив этот эпизод в контекст воспоминаний Дионисия Ареопагита. Этого заимствования не заметили ни западноевропейские, ни византийские агиографы IX–X вв. Симеон Матефраст (вторая половина X в.), считавший «Ареопагитики» сочинением Дионисия Ареопагита, предположил, что монах Димофил жил в Аттике, и Дионисий Ареопагит составил послание в бытность епископом Афинским. В сочинении «О Божественных именах» автор от имени Дионисия Ареопагита называет своим наставником в богословии Афинского епископа священномученика Иерофея, с которым они якобы присутствовали при Успении Пресвятой Богородицы. Эти сведения нашли отражение в рассказе Синаксаря Константинопольской церкви (конец X в.) о священномученике Иерофее, где этот святой представлен как член Ареопага и первый епископ Афин (что противоречит сведениям Евсевия Кесарийского). Представление о присутствии Дионисий Ареопагита при Успении Пресвятой Богородицы отразилось также в сочинениях более поздних авторов. Об этом сообщается в проповеди Иоанна Дамаскина (ум. до 754 г.) на праздник Успения, в которой приведена речь Иерусалимского архиепископа Ювеналия (422–458 гг.), обращённая к императрице Пульхерии в ответ на её просьбу передать часть реликвий Пресвятой Богородицы из Иерусалима в Константинополь. Ювеналий упоминает Дионисия Ареопагита, который якобы лично присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы, и цитирует сочинение «О Божественных именах», появившееся не ранее 480 г. Источником для Иоанна Дамаскина послужила «Евфимиевская история» – рассказ о четвёртом Вселенском соборе, составленный не ранее конца VI в. (не сохранился). Речь Ювеналия основана на апокрифе об Успении Богородицы, имевшем хождение в V в. Этот текст приведён также в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (начало XIV в). В западной традиции предание о присутствии Дионисия Ареопагита на погребении Пресвятой Богородицы оставалось неизвестным.

 



 
PR-CY.ru