ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 7

Амвросий Медиоланский (около 339 – 397 гг.) прямо писал о Дамари как о жене Дионисия Ареопагита. Максим Исповедник понимал текст Деян. 17:34 как рассказ об обращении Дионисия Ареопагита и его домашних. По его мнению, апостол Лука, составитель «Деяний святых апостолов», счёл нужным упомянуть лишь о Дионисии Ареопагите в силу значимости положения святого. Образ Дамари как супруги Дионисия Ареопагита был введён Гилдуином, который опирался на суждение святителя Амвросия. Почитание Дамари как святой в Греческой церкви (память 4 октября) возникло в Новейшее время под влиянием западной традиции: оно неизвестно Никодиму Святогорцу (1749–1809 гг.) и архиепископу Сергию (Спасскому; 1830–1904 гг.). Дамарь упоминается в печатной «Греческой Минее», однако отсутствует в «Римском Мартирологе» кардинала Цезаря Барония (1538–1607 гг.). Вопрос о почитании Дамари как супруги Дионисия Ареопагита обсуждался католическими исследователями Аллуа и К. де Би. Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) включил Дионисия Ареопагита в сонм 70 апостолов и указал празднование его памяти под 4 января. Опираясь на предание о том, что апостолов было не 70, а 72, он счёл возможным добавить к ним Дионисия Ареопагита на основании свидетельства Евсевия Кесарийского, который в «Церковной истории» (начало IV в.) со ссылкой на послание к афинянам священномученика Дионисия, епископа Коринфского (II в.), сообщает, что Дионисий Ареопагит был первым епископом Афин. Евсевий Кесарийский называет ещё двух епископов Афинских – мученика Публия (Пувлия) и Кодрата. Он не утверждает прямо, что Дионисий Ареопагит был поставлен епископом Афин апостолом Павлом, но явно подразумевает это. В латинской версии «Церковной истории», составленной Руфином Аквилейским (конец IV в.), это уточнено. Древнее церковное Предание о поставлении апостолом Павлом Дионисия Ареопагита в епископы зафиксировано также в «Апостольских постановлениях» (конец IV в.). Со ссылкой на «Апостольские постановления» о возведении Дионисия Ареопагита в сан епископа пишет Максим Исповедник в прологе к схолиям на «Ареопагитики» (VII в.). Традиция почитания Дионисия Ареопагита получает развитие с появлением корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» (рубеж V и VI вв.), автор которых, возможно, для придания значимости сочинению отождествил себя со св. Дионисием, сподвижником апостола Павла, и включил фрагменты «собственного» жизнеописания, послужившие в дальнейшем источником для различных «Житий» Дионисия Ареопагита. В седьмом послании, представленном как письмо Поликарпу Смирнскому, автор рассказывает, что в юности в поисках высшей мудрости он отправился с другом по имени Аполлофан в Египет и там в г. Гелиополь наблюдал затмение солнца, случившееся вопреки всем законам природы. Тогда Дионисий Ареопагит и его спутник сочли это знамением некоего таинственного события. Впоследствии, став христианином, Дионисий Ареопагит узнал от апостола Павла о дне и часе Крестной смерти Спасителя и о тьме, наставшей в это время по всей земле. Сопоставив это со своими воспоминаниями о затмении в Гелиополе, Дионисий Ареопагит понял, что это и было то необыкновенное явление. Его друг, софист Аполлофан, якобы поначалу стал одним из главных его противников.

 



 
PR-CY.ru