ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 6

Гилдуин утвердил отождествление новозаветного Дионисия Ареопагита и св. Дионисия, почитавшегося в Паризиях. Среди других источников «Мартиролог» Узуарда Сен-Викентского (IX в.), помещая памяти под 3 и 9 октября, указывает таким образом, что существовал только один епископ Дионисий Афинский – Дионисий Ареопагит, пострадавший в Паризиях. Однако «Древний (Малый) Римский Мартиролог» (середина IX в.) отличает Дионисия Ареопагита (3 октября) от Дионисия «в Паризиях» (9 октября). В настоящее время в научной литературе проводится различение Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского. Тем не менее, отождествление Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского, сложившееся в церковной традиции Запада и Востока в IX в., сохраняется в календарях всех современных православных церквей. Несмотря на серьёзную критику отождествления Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского, в том числе в церковно-научной католической среде, официально Римско-католическая церковь в богослужебной практике (в Римском бревиарии) также следует традиции отождествления Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского. Согласно «Деяниям святых апостолов», апостол Павел во время проповеди в Афинах был приведён в ареопаг (около 51 г.). После произнесённой им речи «некоторые... мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Ареопаг был главным судом Афин, влияние которого распространялось на всю Элладу; его решения считались священными. В эпоху римского владычества компетенция ареопага в области религии и нравственности оставалась неоспоримой. Члены ареопага должны были быть гражданами Афин с обеих сторон в третьем поколении, обладать достаточным состоянием, иметь знатное происхождение и выделяться доблестями. Исходя из этого, византийскими и западными авторами был сделан вывод о знатном афинском происхождении Дионисия Ареопагита (Максим Исповедник, Гилдуин). Однако анонимный константинопольский монах-акимит (середина VI в.), подписавший сочинения именем Кесария Назианзина, брата Григория Богослова, говорил о фракийском происхождении Дионисия Ареопагита. В эпоху римского владычества членом ареопага мог быть избран римский магистрат, не являвшийся гражданином Афин, однако источник сведений о фракийском происхождении Дионисия Ареопагита исследователям не известен. Михаил Синкелл (ум. около 845 г.) в «Похвальном слове Дионисию Ареопагиту» называет его главой ареопага. Эта должность (архонт-василевс, верховный жрец) была наследственной и передавалась в пределах одного рода, возводившего происхождение к Зевсу. В «Деяниях святых апостолов» и сочинениях отцов церкви не сказано о таком статусе Дионисия Ареопагита (исследователи полагают, что это утверждение Михаила Синкелла является преувеличением). В Деян. 17:34 вместе с Дионисием Ареопагитом упоминается Дамарь (или Дамарида). В позднейшей церковной традиции Дамарь известна как супруга Дионисия Ареопагита, что объясняется двойным значением греческого слова «женщина, жена». Вероятно, эта традиция была известна уже Иоанну Златоусту, который писал о том, что даже в Афинах, средоточии языческих суеверий, апостол Павел «обратил Дионисия Ареопагита с женой».

 



 
PR-CY.ru