ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 4

Суть её заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу можно употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость, Сверхбытие и т.д. Используя их, необходимо последовательно отрицать все возможные имена и понятия, доступные пониманию человека, поскольку Бог совершенно не похож ни на одно из них. Бог вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается ни чувственно, ни умственно, т.к. находится за пределами человеческого разумения. Дионисий Ареопагит пишет: «К сокровенному мы устремляемся, отрешась от всякой умственной деятельности». И в этом смысле он приходит к признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по своему характеру к неоплатоновскому экстазу. Если в положительной теологии Бог становится «всеимянным», то в отрицательной теологии Дионисия Ареопагита утверждается абсолютная «безымянность» Бога. И вообще, неизречённость и непознаваемость Бога – это вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея «Ареопагитик». Приближённое к истине знание о Боге может совершаться только в качестве мистических богоявлений: «Если кто-либо скажет, что некоторым святым непосредственно являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и другое: что сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же праведникам свершалось через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения». Господь изливает на всё созданное им невидимый сверхъестественный свет, который описывается в «Ареопагитиках» с необычайной художественностью: «Божественный мрак – это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в Писании, обитает Бог. Этот свет незрим по причине чрезмерной ясности и недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и познаванием, зная то, что Бог – во всём чувственном и во всём умопостигаемом». Бог вообще есть «Начало и Конец всех существ»: «Их Начало, поскольку Он есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель». Своими световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и любви сотворяет всё мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми существами и снова ведёт их к Богу. Поэтому, в понимании Дионисия Ареопагита, на пути любви человеку доступно то, что недоступно на пути разума – приближение к познанию Бога. Земной, телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после того как он сотворяет мир небесный – небесную иерархию. В человеческом обществе Божественный свет находит своё полное отражение только в церкви, поэтому именно церковная иерархия отражает собой иерархию небесную, следовательно, сама церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И только церковь способна открыть людям глаза на Божественную истину. Учение Дионисия Ареопагита отличается мистическим характером и находится в полной зависимости от философии Прокла (410–485 гг.). Догматическая система Дионисия Ареопагита в учении о Боге, об экстазе как высшем средстве познания Его, о лестнице существ, в порядке постепенности соединяющих небесное и земное, в учении о творении мира и о сущности зла, а также по разлитому в ней общему мистическому настроению представляет собой христианскую переработку неоплатонизма.

 



 
PR-CY.ru