ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 2

В-четвёртых, употребление одних христологических терминов и устранение других указывает на происхождение сочинений после четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора. В-пятых, учение о девяти чинах ангельских и их разделении на три степени не встречается ни у одного из древнейших церковных писателей; наоборот, со времени появления «Ареопагитик» это учение становится обычным в церковной литературе. В-шестых, автор говорит о монашестве, возникшем лишь в IV в., описывает обряд пострижения и излагает учение о церковной иерархии так подробно и определённо, как ни один из древнейших памятников; наоборот, ничего не говорит о харизматических служениях, свойственных апостольскому времени. В-седьмых, сочинения полны указаний на существование disciplina arcani (тайное учение), чуждой первым векам христианства и процветающей в IV и V вв. В-восьмых, автор говорит о пении на литургии Символа веры; этот обычай впервые введён в 476 г. монофизитами в Антиохии и лишь потом был усвоен православными. В-девятых, описание обрядов крещения, миропомазания, помазания мёртвых елеем, обычай приобщать детей – всё это вполне соответствует данным, извлекаемым исследователями из сочинений писателей IV и V вв., и не имеет параллелей в древнейшей литературе. Наконец, в-десятых, детальные научные изыскания вполне установили факт зависимости «Ареопагитик» от сочинений неоплатоника Прокла, из которых автор приводит буквальные выдержки без указания источника. Среди внешних доказательств позднейшего происхождения «Ареопагитик» исследователи выделяют следующие. Во-первых, ни один церковный писатель до начала VI в. не упоминает о существовании «Ареопагитик», ни один не цитирует их, хотя для этого и имелось достаточно поводов. Во-вторых, в начале VI в. эти сочинения неожиданно появляются и сразу приобретают популярность. О них упоминают Андрей Кесарийский в своих толкованиях на Апокалипсис (между 563 и 614 гг.), глава умеренных монофизитов, Антиохийский патриарх Север (527–545 гг.). Около 530 г. епископ Скифополя Иоанн (Иоанн Схоластик; около 536 – 550 гг.) уже составляет на них комментарии. Приблизительно в это время они переводятся Сергием (ум. в 536 г.) на сирийский язык. На религиозном состязании между православными и северианами, который состоялся в Константинополе в 533 г., севериане ссылались на сочинения Дионисия Ареопагита, но со стороны православных было выражено сомнение в их подлинности на том основании, что они не были известны ни Афанасию Великому, ни Кириллу Александрийскому; вместе с тем было высказано предположение, что спорные сочинения представляют собой подлог аполлинаристов. На основании приведённых данных исследователи определяют время составления «Ареопагитик». Было сделано заключение, что эти сочинения составлены не раньше 476 г. – года введения обычая петь на литургии Символа веры. Факты также указывают на то, что происхождение сочинений относится ко времени не позднее 520 гг. (первые следы «Ареопагитик» указывают на Сирию как на место их составления). Вскоре после своего появления сочинения Дионисия Ареопагита быстро распространяются и приобретают известность в Восточной церкви. Их распространению много содействовал авторитет Максима Исповедника, написавшего на них комментарии (VII в.).

 



 
PR-CY.ru