Словарь по христианству Д ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ – афинский аристократ, обращённый апостолом Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге, священномученик (память 3 октября, 4 января – в Соборе 70 апостолов, память в Западной церкви 9 октября). Согласно церковной традиции, сформировавшейся не позже IX в., Дионисий Ареопагит стал первым епископом Афин, впоследствии епископом г. Паризии (современный Париж) и скончался мученической смертью. Вплоть до XVI в. ему приписывалось авторство корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» (см. Ареопагитики). В корпус сочинений, приписываемых Дионисию Ареопагиту, входят четыре большие религиозно-философские работы – «Об именах Божиих», «О таинственном богословии» («О мистическом богословии»), «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии», – а также десять писем к разным лицам. Все упоминаемые в его сочинениях лица, за исключением тех, от которых не осталось никаких следов в истории, принадлежат апостольскому времени. Четыре главных сочинения посвящены «сопресвитеру Тимофею», четыре первых письма адресованы «терапевту Гайю» (Рим. 16:23, 1 Кор. 1:14), шестое письмо – «иерею Сосипатру» (Рим. 16:21), седьмое – «иерарху Поликарпу», в восьмом упоминается Карп (2 Тим. 4:13), девятое направлено к Титу, десятому предпослано надписание: «Иоанну Богослову, апостолу и евангелисту в изгнании на острове Патмос». В письме говорится, что Иоанну будет возвращена свобода, и что с Патмоса он снова возвратится в Азию. Кроме этого автор упоминает о Варфоломее, об Иусте, о Симоне и Елиме волхвах как о своих современниках. В седьмом письме описывается чудесное затмение Солнца, которое автор наблюдал вместе с Аполлофаном (софист I в.) в Гелиополе. Подробности описания не оставляют у исследователей сомнения в том, что здесь разумеется затмение Солнца, сопровождавшее Крестные страдания Христа. В сочинении «Об именах Божиих» автор упоминает о том, как он в обществе Иакова, брата Господа, и апостола Павла созерцал «живоначальное и богоносное тело» (здесь, очевидно, имеется в виду посещение гроба Девы Марии). Все эти сочинения были написаны на греческом языке и переведены на латынь только в IX в. Однако несмотря на явное желание автора «Ареопагитик» выдать себя за Дионисия Ареопагита, исследователи убеждены в том, что его сочинения не могут быть отнесены к апостольскому времени. Позднее было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, на самом деле были написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью Византийской империи. Признаки позднейшего происхождения «Ареопагитик» исследователи делят на внутренние и внешние. Внутренним признаком, во-первых, является то, что произведения мужей апостольских и вообще все сочинения, относящиеся к древнейшему периоду христианской литературы, отличаются безыскусственностью формы, отсутствием всяких философских влияний и чисто библейским характером содержания; сочинения, известные с именем Псевдо-Дионисия Ареопагита, как по внешней форме, так и по содержанию отличаются строго философским характером и в этом отношении оставляют позади себя не только апологетов, но и александрийцев. Во-вторых, новозаветный канон является в них совершенно завершённым и строго определённым. В-третьих, вполне законченная троичная терминология указывает на время после 362 г.

 



 
PR-CY.ru