ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ - Страница 6

Таким образом, Дионисий Малый ввёл новую хронологическую шкалу, начало отсчёта которой ныне принято называть 1 г. н.э. Вслед за таблицей даны разъяснения принципов александрийской пасхалии – «Пасхальные аргументы». К трактату Дионисий Малый счёл необходимым приложить выполненный им ранее перевод послания патриарха Протерия Александрийского к папе Льву I Великому по поводу даты Пасхи. Уже после составления трактата написано послание Дионисия Малого к секретарям папской канцелярии примицерию Бонифацию и секундицерию Бону, где разъясняются некоторые частные вопросы. Благодаря трудам Дионисия Малого александрийская пасхалия, представленная как пасхалия «318 отцов Никейского Собора», получила признание Римской церкви. Этому предшествовал 2-вековой период изолированного развития пасхалистики на западе Римской империи, где с конца III в. господствовал 84-летний тип пасхалии, развившийся из 8-летнего лунно-солнечного цикла, и на востоке, где примерно с того же времени получил распространение более точный пасхальный цикл, основанный на 19-летнем лунно-солнечном цикле. Расхождение традиций очень часто приводило к тому, что Пасха праздновалась в разных церквах с разницей в неделю и даже в месяц. Около 457 г. на Западе появилась пасхалия Виктория Аквитанского (середина V в.), в которой была предпринята попытка приспособить 19-летний цикл к местным пасхалистическим принципам. Эта пасхалия распространилась в Западной Европе (прежде всего, во франкской Галлии), но её компромиссный характер порождал множество вопросов. Познакомив христианский Запад с самой авторитетной пасхалией Востока – александрийской, Дионисий Малый сумел не только показать её высокую точность, но и достаточно веско обосновать её церковный авторитет. При поддержке Римского престола и сопутствующих внешних обстоятельствах эта пасхалия укоренилась в Италии, а в последующие два столетия вытеснила все альтернативные системы из других стран христианской Европы. На Британских островах (где пасхалия Дионисия Малого была принята Собором 716 г.) особую роль в распространении его пасхалии сыграл Беда Достопочтенный, впервые составивший на её основе таблицу на полный 532-летний пасхальный цикл. Благодаря св. Беде получила распространение система летосчисления, которую Дионисий Малый ввёл для своей пасхалии – так называемая эра Дионисия, именуемая также эрой «от Рождества Христова» (у самого Дионисия Малого счёт идёт от Воплощения, а от Рождества годы по его системе стали считать позже). Примеры начала отсчёта лет от Воплощения Христа можно найти и ранее: уже в хронике Евсевия Кесарийского и его продолжателя Иеронима Стридонского (IV в.) используются «годы Господни» (лат. anni Domini – обозначение, впоследствии вошедшее в европейскую традицию); по годам «божественного Воплощения» ведётся отсчёт и в некоторых византийских хрониках. Но только эре Дионисия Малого было суждено стать универсальной системой летосчисления, вошедшей в повседневный обиход и распространившейся в наше время по всему миру.

 



 
PR-CY.ru