ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ - Страница 5

Завершает канонический сборник Дионисия Малого «Собрание постановлений Римских епископов», составленное им после греческой части сборника по просьбе пресвитера Юлиана и содержащее отдельные папские послания с конца IV в. до конца V в., главным образом, связанные с церковно-дисциплинарными и каноническими вопросами, в меньшей степени – с догматическими: послание папы Сириция, 21 послание папы Иннокентия I, два послания папы Зосимы, три послания папы Бонифация I вместе с указом императора Гонория, три послания папы Целестина I, восемь посланий папы Льва I Великого, послание папы Геласия I и послание папы Анастасия II (к 21-му посланию папы Целестина галльским епископам впервые были присоединены «Главы, или Суждения предшествующих епископов апостольского престола о благодати Божией и свободном произволении», составленные в 435–442 гг. Проспером Аквитанским из авторитетных суждений пап Иннокентия I и Зосимы, одобренных папой Зосимой определений Карфагенского Собора 418 г., двух ссылок на литургическую практику и комментариев Проспера). Исследователи полагают, что Дионисий Малый обнаружил эти «Главы...» в папских архивах, где они уже были присоединены к посланию папы Целестина, в котором затрагивались сходные вопросы. Особую известность Дионисию Малому принесли сочинения, посвящённые правилам вычисления времени празднования Пасхи. Главным из них является «Сочинение о большом пасхальном цикле», датируемое 525 г. В предисловии, адресованном епископу Петронию, Дионисий Малый обосновывает авторитет александрийской пасхалии, переводом и продолжением которой является его собственная. Главный аргумент Дионисия Малого сводится к тому, что только александрийская пасхалия строго соответствует решениям, принятым по поводу Пасхи на первом Вселенском соборе, которые признаны обязательными для всех христиан не только каноническими правилами, но и декретами папы Льва I Великого (те и другие цитируются). Затем представлена собственно пасхалия – таблица для вычисления даты христианской Пасхи на 513–626 гг., состоящая из шести лунно-солнечных циклов (по 19 лет). Первый цикл представляет собой перевод с греческого последнего цикла 95-летней пасхалии Кирилла Александрийского (на 437–531 гг.), а помещённая далее 95-летняя таблица составлена самим Дионисием Малым на основе тех же пасхалистических правил. Начиная свою таблицу, Дионисий Малый отказывается продолжать использовавшуюся в александрийских пасхалиях эру Диоклетиана и заявляет: «Начиная с 248 года этого более тирана, нежели принцепса, мы не желаем связывать с нашими циклами память о нечестивом гонителе, но скорее предпочитаем обозначать времена лет от воплощения Господа нашего Иисуса Христа, дабы тем самым очевиднее стало начало надежды нашей, и яснее воссияла причина человеческого спасения – страдание Искупителя нашего».

 



 
PR-CY.ru