ДУБЯНСКИЕ - Страница 5

В воспоминаниях и письмах историка и коллекционера Сергея Дмитриевича Шереметева (1844–1918 гг.) к музыковеду Степану Васильевичу Смоленскому (1848–1909 гг.) отмечается, что в тот период певчие Александра Михайловича не уступали по уровню музыкального исполнения крепостной капелле графа Николая Петровича Шереметева и Придворной певческой капелле. Качеством исполнения хор привлекал внимание многих столичных меломанов, специально посещавших богослужения в домашней церкви Александра Михайловича во дворце на Фонтанке, близ Аничкова моста. К 1817 г. относятся детские воспоминания известного музыкального теоретика и композитора Юрия Карловича Арнольда (1811–1898 гг.), присутствовавшего на богослужении, где хор, отличавшийся качеством голосов певчих и стройностью ансамбля, исполнял сочинения Артемия Лукьяновича Веделя (1767–1808 гг.). Устаревшая к этому времени манера пения солирующим тенором разнообразных рулад и пассажей в веделевских композициях показалась 6-летнему мальчику неестественной. В те же годы хор Александра Михайловича состоял при церкви апостола Павла при Мариинской больнице для бедных. Это было одно из первых богоугодных учреждений, основанных вдовой императора Павла I императрицей Марией Феодоровной после смерти супруга (освящение церкви состоялось в 1805 г.). С 1818 по 1833 г. в этой церкви служил протоиерей Пётр Иванович Турчанинов (1779–1856 гг.), известный духовный композитор, который проводил занятия с певчими Александра Михайловича и улучшил их исполнительское мастерство. Александр Михайлович начал сочинять духовную музыку, вероятно, на рубеже XVIII и XIX вв. Стиль его песнопений по манере близко примыкает к стилю «итальянской» школы хоровых композиций, однако излишние чувствительность, эмоциональность, даже в какой-то степени слащавость свидетельствуют об «изживании» этого направления в русской духовной музыке и о расцвете сентиментализма. На склоне лет Ю.К. Арнольд (знакомый уже с песнопениями Петра Ильича Чайковского) писал об этой манере сочинения как о слащавой и жеманно-драматической. В это время наследие композиторов рубежа XVIII и XIX вв. почти единогласно подвергалось критике за излишнюю «светскость». Тем не менее «Отче наш» Александра Михайловича с соло дисканта до настоящего времени звучит за богослужением, в 1930 гг. оно пелось даже в православной церкви в Харбине (из произведений Александра Михайловича не найдены «Милость мира» № 1 ля минор и № 2 до мажор, упомянутые в «Каталоге» Б.В. Решке). Встречается неверное атрибутирование духовно-музыкальных сочинений Александра Михайловича его старшему брату – Фёдору Михайловичу.



 
PR-CY.ru