ДИМИТРИЙ, Сеченов Даниил Андреевич - Страница 2

Однако миссионерские успехи были результатом не только сознательного выбора веры, большое значение имели экономические и административные факторы. Кроме того, имели место случаи настойчивого нежелания принимать православие. На Димитрия жаловались, что он принуждает креститься силой, держит непокорных в кандалах и колодках и подвергает побоям и даже крестит, погружая связанными в купель. При обозрении епархии 18 мая 1743 г. Димитрий велел «сломать все новопостроенные за запретительными указами татарские мечети», разорить языческое кладбище в мордовском селе Сарлей Терюшевской волости, в 60 верстах к югу от Нижнего Новгорода (ныне Дальнеконстантиновского района Нижегородской области). Немедленное исполнение указания вызвало решительный отпор местных жителей-терюхан (этническая группа мордвы). Архиерей, спасая свою жизнь, прятался в погребе у священника. Инцидент вылился в восстание («Терюшевский бунт»), для подавления которого привлекались войска. Синод направил Димитрию особое предписание «неволею и по принуждению в христианскую веру не крестить». В Нижегородской епархии при нём были обновлены и построены многие храмы, в Нижнем Новгороде возведён и 29 марта 1745 г. освящён тёплый собор в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». 18 марта 1743 г. Димитрий восстановил арзамасскую Высокогорскую Вознесенскую пустынь, покинутую братией в 1730 гг., призывал духовенство к активной проповеди. В 1743 г. по его инициативе Нижегородская духовная семинария была переведена из деревянных строений при архиерейском доме за пределы кремля, где по выбору архиерея был приобретён большой земельный участок с 2-этажными каменными палатами и службами. В 1744–1745 гг. при семинарии была построена церковь во имя Иоанна Дамаскина. В курс обучения ввели новые предметы, в частности, философию, а «для слушания богословия» студенты посылались в Москву. После болезни Димитрий по своему прошению в начале августе 1748 г. был уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божьей Матери мужской монастырь. 24 февраля 1752 г. вызван в Санкт-Петербург и определён членом Синода. 21 июня того же года определён епископом Рязанским и Муромским. 10 февраля 1753 г. прибыл в Переяславль Рязанский (с 1778 г. – Рязань). По инициативе Димитрия Рязанская духовная семинария была переведена из тесного помещения в рязанском во имя Святой Троицы монастыре во Владычной слободе у Владимирской церкви в выстроенные новые покои для семинаристов. В сентябре 1757 г. Димитрий учредил в духовной семинарии «школу философии»; философию преподавал ректор семинарии архимандрит Антоний (Ядрило). Кроме того, было введено преподавание греческого и древнееврейского языков, которые изучались по желанию. Димитрий приглашал преподавателей из других семинарий, заботился о пополнении библиотеки, присылал книги из Санкт-Петербурга, значительно улучшил материальное положение семинаристов, иногда для поощрения самых способных из учеников старших классов назначал учителями в младшие классы. Обеспечение пропитанием семинаристов было ещё до него возложено на монастыри и приходы: например, обители должны были давать двадцатую часть «приплодного» хлеба на духовные семинарии, но на практике это правило выполнялось нечасто. Епископ добился покрытия недоимок с 1750 г., затем заменил хлебные сборы денежными. При Димитрии наступил расцвет Рязанской духовной семинарии. В 1779 г. при открытии Тамбовской духовной семинарии Синод рекомендовал в качестве образца Рязанскую семинарию.

 



 
PR-CY.ru