ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ Красный - Страница 2

В 1437 г. Василий II поручил Дмитрию Шемяке и Димитрию Георгиевичу командование великокняжескими войсками, направленными в г. Белёв против зимовавшего там хана Улу-Мухаммеда, изгнанного из Орды. Оказавшись во владениях белёвских князей, братья «все пограбиша у своего же православного християнства и мучаху людеи из добытка... грабиша и неподобнаа и сквернаа деяху». Первоначально князья успешно действовали против ордынцев и 4 декабря 1437 г. одержали над ними победу, но на следующий день были разбиты и бежали. Летом 1439 г. войска Улу-Мухаммеда подошли к Москве и 3 июля осадили город. Взять столицу они не смогли и, разорив окрестности, через десять дней отступили, разграбив по пути Коломну. После ухода ордынцев великий князь Василий II, укрывавшийся в Заволжье, обосновался в Переславле-Залесском. Сюда он вызвал Дмитрия Шемяку и Димитрия Георгиевича Красного, которому на время была поручена в управление Москва, где «бе бо посады пожжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них» (Димитрий Георгиевич занимался восстановлением города). Важные сведения о деятельности Димитрия Георгиевича Красного в его уделе содержит «Житие Паисия Галичского», написанное в конце XVII в. предположительно на основании не дошедших до нас галичских источников. Согласно «Житию», Димитрий Георгиевич Красный построил в Галиче новую крепость на холме над Галичским озером, позднее получившем название Балчуг (традиционно считается, что так называемое Верхнее городище на Балчуге было возведено в княжение в Галиче князя Георгия Димитриевича). Димитрий Георгиевич Красный покровительствовал Паисиеву галичскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю и его настоятелю преподобному Паисию. Князь почитал находящуюся там чудотворную Овиновскую икону Божьей Матери – главную святыню Галичского края. Согласно «Житию», Димитрий Георгиевич повелел сделать список с иконы, «менее старыя, и обложити сребром зело хитро, и позлатити златом, и приложи венец злат з драгим камением», для списка был изготовлен серебряный киот. По-видимому, икона была создана в подарок великому князю Василию II, но Димитрий Георгиевич Красный не успел сам преподнести её и завещал сделать это Паисию, что преподобный исполнил позднее (по мнению А.Г. Авдеева, это произошло между 1454 г. и началом 1460 гг.). В летописях второй половины XV – XVI в. сохранился пространный рассказ о неожиданной болезни и кончине Димитрия Георгиевича Красного, записанный очевидцем, который отметил: «Бысть же нечто дивно в болезни его». За несколько дней до кончины Димитрий Георгиевич оглох, лишился сна, не мог есть. 18 сентября 1440 г. князь причастился, вечером ему стало хуже, и домочадцы решили, что он скончался. Однако ночью князь снял одеяло с головы и начал говорить: “Пётр же познав, яко Господь есть” (Ин. 21:7), затем «начат пети демеством: “Господа поите и превозносите Его в векы”». Димитрий Георгиевич пел не переставая, но глаза его оставались закрытыми. Его духовный отец иеромонах Осия перед утреней причастил князя запасными Святыми Дарами. Ещё два дня святой «глаголаше от Писаний и пояше стихи», всё это время он узнавал людей, но ничего не слышал. 22 сентября он скончался.

 



 
PR-CY.ru