Словарь по христианству Д ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ

ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ

ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1483–1509 гг.) – великий князь Владимирский, Московский, Новгородский и всея Руси (1498–1502 гг.), внук великого князя Иоанна III Васильевича (1440–1505 гг.), сын великого князя Иоанна Иоанновича Молодого (1458–1490 гг.) и Елены, дочери молдавского господаря Стефана Великого. Отец Димитрия Иоанновича, уделом которого была присоединённая в 1485 г. Тверская земля, являлся наследником и соправителем Иоанна III. После смерти Иоанна Молодого (7 марта 1490 г.) Димитрий Иоаннович не был провозглашён наследником престола, а Тверская земля была дана в удел второму сыну Иоанна III Василию III Иоанновичу (1479–1533 гг.). Источники 1490–1497 гг. не содержат сведений об участии Димитрия Иоанновича в управлении государством. Его постепенное возвышение началось с середины 1490 гг. Осенью 1495 г. он сопровождал деда в его поездке в Новгород. В августе 1497 г. Иоанн III «с внуком, и з детми, и з боляры» встречал приехавшую из Рязани сестру княгиню Анну. В этом известии Димитрий Иоаннович поставлен выше сыновей великого князя. Когда к осени 1497 г. стали ясны намерения Иоанна III сделать Димитрия Иоанновича своим соправителем, дети боярские из окружения Василия принесли последнему тайно присягу верности и предложили уехать на север и захватить казну, находившуюся в Вологде и на Белоозере. В декабре 1497 г. заговор был раскрыт, князь Василий был посажен «за приставы на егоже дворе», организаторы заговора казнены, а «иных детей боярских велел князь велики в тюрму пометати». 4 февраля 1498 г. Димитрий Иоаннович был торжественно провозглашён великим князем и соправителем деда. Его возведение на великокняжеский трон было произведено по новому, ранее не известному обряду. Составленный в связи с этим событием чин поставления был затем использован при создании чина коронации Иоанна IV Васильевича (1547 г.) и его преемников. Чин поставления сохранился в четырёх редакциях: пространной, формулярной, летописной и чудовской. В пространной редакции помещено описание события, содержащее наибольшее количество конкретных подробностей, но из ряда читавшихся во время поставления молитв приведены лишь начальные слова. В формулярной редакции меньше конкретных подробностей действия, но приведены полные тексты молитв, само изложение дано в безличной, характерной для образца-формуляра форме. Летописная редакция сохранилась в текстах летописей, восходящих к своду 1518 г. (Софийской второй, Львовской и др.). В ней текст процедуры поставления короче, чем в формулярной и летописной редакциях, но помещён иной текст молитвы митрополита перед возложением «шапки» на великого князя и отсутствующее в двух других редакциях славословие митрополита великим князьям. В летописной редакции великий князь Иоанн III назван православным царём, а шапка названа Мономаховой (последние особенности сближают летописную редакцию с чудовской, где престолы великих князей названы царскими, а шапка также Мономаховой).

 



 
PR-CY.ru