ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 7

На пути в Москву, по свидетельству «Повести 1606 г.», тело Димитрия Иоанновича какое-то время было выставлено для поклонения в «соборной церкви» Троице-Сергиева монастыря. 3 июня мощи царевича привезли в столицу, их встречали «со кресты... за Каменным городом». В «Житии Димитрия Иоанновича» в Четьих-Минеях Германа (Тулупова) сообщается, что торжественная встреча произошла у московского в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери монастыря; во время неё царь Василий, сняв с мощей Димитрия Иоанновича покров, «целовав святаго любезно». Останки Димитрия Иоанновича были первоначально установлены на Лобном месте, и их «всем людем велели показывати». От них последовали многие исцеления: 3 июня исцелилось 13 человек, 5 июня – 12 человек. Затем мощи были перенесены в Архангельский собор и погребены в том месте, где ранее было захоронение царя Бориса. Царь Василий Шуйский, по свидетельству «Жития Димитрия Иоанновича» в тулуповских Четьих-Минеях, приказал устроить на месте погребения Димитрия Иоанновича «ковчег», который был покрыт плащаницей с изображением царевича, «и уставиша празднику святому честне праздновати». Празднование Димитрия Иоанновича было установлено «трижды в год: первое празнество – рожение, второе – убиение, третие – принесение мощем к Москве». В Углич послали «ризу» царевича. Последующие версии рассказа о перенесении мощей («Житие Димитрия Иоанновича» в Четьих-Минеях И. Милютина, большая часть исторических повествований о Смуте, начиная с 1620 гг.) отличаются, прежде всего, тем, что если в более ранних текстах инициатива переноса останков принадлежит царю Василию (духовные лица и бояре едут в Углич «царским повелением»), то в более поздних текстах сказано, что решение о переносе тела Димитрия Иоанновича принимали совместно царь и патриарх Гермоген, они вместе встречали останки царевича в столице и учреждали праздник в его честь. Однако святителя Гермогена в то время не было в Москве, он прибыл в конце июня и был возведён на патриарший престол 3 июля 1606 г. В одном из повествований о Смуте указывается, что царь Василий сам внёс останки Димитрия Иоанновича в Архангельский собор. Здесь же читается, что первоначально для погребения «выкопаша яму и камением выклали», но, когда от мощей последовали многие исцеления, было решено «яму... закласти» и поставить на этом месте раку с мощами. В раку, которую царь Василий приказал покрыть золотым атласом, Димитрий Иоаннович был положен «в прежнем своём гробе». В «Житии Димитрия Иоанновича» в составе Четьих-Миней И. Милютина говорится, что при осмотре останков в Москве обнаружилась утрата части одного из «перстов». В одном из списков «Жития Димитрия Иоанновича», созданного Димитрием Ростовским, есть рассказ о том, что могила, вырытая для гробницы Димитрия Иоанновича, «сама о себе засыпашеся». В этом увидели знамение, что Димитрий Иоанновича не желал, чтобы его мощи находились под землёй. Происхождение этих сведений, неизвестных более ранним источникам, остаётся неясным.

 



 
PR-CY.ru