ДИМИТРИЙ Кидонис

ДИМИТРИЙ Кидонис (около 1324 – около 1398 гг.) – византийский учёный, государственный деятель, переводчик. Став жертвой восстания зилотов в Фессалонике, примкнул в 1347 г. к императору Иоанну VI Кантакузину (около 1295 – 1383 гг.), который сделал его «месадзоном», т.е. фактическим главой «правительства» (он оставался им вплоть до свержения Иоанна VI Кантакузина в 1354 г.). Не менее успешно политическая карьера Димитрия Кидониса развивалась и при императорах Иоанне V (1331–1391 гг.) и Мануиле II Палеологах (1350 – 1425 гг.). Он неоднократно бывал в Италии, где занимался изучением западной литературы (особенно сочинений Фомы Аквинского; около 1225 – 1274 гг.), последовательно отстаивал политику сопротивления османскому завоеванию и альянса с правителями Западной Европы через папское посредничество. Ученик архиепископа Фессолоникийского (около 1340 г.) Нила Кавасилы, он написал несколько сочинений, полемизирующих с богословием Григория Паламы (1296–1359 гг.). Знал латынь и перевёл на греческий язык сочинения Августина Блаженного (354–430 гг.), Фомы Аквинского («Сумма теологии» и др.), Ансельма Кентерберийского (1033–1109 гг.), а также «Опровержение Корана» Рикольдо да Монтекроче (около 1243 – 1320 гг.). После работы над трактатами Фомы Аквинского стал последователем томизма, использовал его аргументацию в полемике с Григорием Паламой. Около 1357 г. принял католичество и поддержал униатское исповедание веры, признанное Иоанном V Палеологом перед папой Урбаном V (1362–1370 гг.) в Риме в 1369 г. Последователи Димитрия Кидониса разделяли его пролатинские и томистские симпатии; многие из них стали затем доминиканскими монахами. Перед смертью Димитрий Кидонис вновь переселился на Восток и вернулся в православие. Несмотря на предпочтение, отдаваемое им Аристотелю, он высоко чтил и творения Платона. Его эпистолярное наследие (более 450 писем) содержит философские рассуждения, многочисленные аллюзии на античных философов. Его «Апология» – одна из лучших византийских автобиографий. Из многочисленных сочинений напечатаны «Против заблуждения Григория Паламы», «Об исхождении Святого Духа», переводы Фомы Аквинского, сочинений Ансельма Кентерберийского об исхождении Святого Духа и др. (большая часть остаётся в рукописях).

 
PR-CY.ru