ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

Историк Михаил Петрович Погодин (1800–1875 гг.), разбиравший в августе 1841 г. монастырские древности, нашёл пергаменный рукописный сборник, содержащий «Житие» святых Бориса и Глеба, «прекрасный древний список жития Феодосия и прочих Печерских угодников». По каталогу 1913 г. в библиотеке значилось 805 книг, в том числе 45 рукописных. Рукописные и старопечатные книги монастырской библиотеки находятся в собраниях РГАДА, РГБ, ГИМ, РГИА, РНБ, ОПИ ВГИАХМЗ. Из пергаменных рукописей сохранились: древнейший полный комплект Пролога начала ХV в., Триодь Постная первой четверти ХV в., два сборника «Маргарит», переписанные иноком Миной в 1549 г. и диаконом Лукой в 1567 г. Игумен Макарий (1450–1470 гг.) составил «Житие» Димитрия Прилуцкого и службу ему (ранний список 1494 г.), инок Лонгин – «Житие» Игнатия Прилуцкого (ранний список XVI в.). В 1728 г. иеромонахом Серафимом (Капустиным) была «писана уставом» служба преподобным Димитрию и Игнатию Прилуцким (местонахождение неизвестно). Архив Димитриева монастыря во второй половине XIX в. поступил на антикварный рынок, в результате чего сохранился в крайне раздробленном состоянии (документы конца XV – первой трети XX в. к 2007 г. находятся в РГАДА, РГБ, ОПИ ГИМ, АрхСПбИИ РАН, ОР РНБ, ГАВО и других собраниях). Со времени основания Димитриевом монастырём управляли игумены, с 1651 г. – архимандриты. Впервые игумен Димитриева монастыря упоминается в купчей грамоте 1420 гг. На Соборе 1589 г. об учреждении патриаршества присутствовал игумен Галактион (Яковлев). Игумен Гурий в 1598 г. подписал соборную грамоту об избрании на царство Бриса Фёдоровича Годунова, игумен Кирилл в 1613 г. подписал утверждённую грамоту на царство Михаила Фёдоровича Романова. В 1652 г. архимандрит Серапион (Казанец) был послан сопровождать Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь и участвовал в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Москву. До 1740 г. настоятели Димитриева монастыря были 12-ми в списке настоятелей степенных монастырей, с 1727 г. имели право «при священнослужении полицу и набедренник надевать и сулок держать и служить на ковре», совершать праздничные богослужения в кафедральном соборе при отсутствии правящего архиерея, а также были благочинными монастырей центрального благочиния. В 1805–1867 гг. в Димитриевом монастыре были настоятелями ректоры Вологодской духовной семинарии, в 1867–1876 гг. – епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии. В 1908 г. монастырём временно управлял будущий архиепископ Антоний (Быстров). Последние архимандриты Неофит (Следников; впоследствии епископ Измаильский) и Нифонт (Курсин) были участниками Всероссийских монашеских съездов 1909 и 1917 гг. Согласно «Житию», при Димитрии братия была многочисленной. Первые насельники собрались «отовсюду», в том числе из переславского во имя Николая Чудотворца монастыря. Насельники Димитриева монастыря упоминаются в письме архимандрита нижегородского Печерского монастыря (конец XIV в.) священноиноку Пахомию.

 



 
PR-CY.ru