Словарь по христианству Д ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу реки Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины – «луки», при которой расположен. Основан преподобным Димитрием Прилуцким во второй половине XIV в., вероятно, между 1378 и 1382 гг. Впервые Димитриев монастырь упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список около 1422 г.) печерского архимандрита Досифея при Псалтири толковой с дополнениями – в послании настоятелю монастыря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Димитриева монастыря содержатся в «Житии» Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игуменом Димитриева монастыря Макарием (сохранилось более чем в 220 списках конца XV – XIX в.). Согласно «Житию», покинув Переславль, преподобный Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской волости, при слиянии рек Великая и Лежа построил церковь в честь Воскресения Христова (ныне село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области). Однако через некоторое время святой был изгнан местным населением, которое опасалось, что их земля и сёла впоследствии могут стать монастырскими. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного монастыря, он нашёл место для устроения новой обители «на Прилуце», в нескольких верстах от города, на левом берегу реки Вологды. Местные жители (некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг) предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции «Жития преподобного Димитрия», для устроения Димитриева монастыря они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил Димитрий, был поставлен крест, впоследствии находившийся в монастыре (не сохранился). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная церковь в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции «Жития», строительству Димитриева монастыря содействовал великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, приславший по просьбе Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В двух верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб. Димитрий первым в северных обителях ввёл в Димитриевом монастыре общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Согласно Минейной редакции «Жития», святой завещал своё тело бросить в болото. После его кончины монастырь наполнился благоуханием, преподобный Димитрий был погребён в деревянной церкви Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание преподобного Димитрия в обители.

 



 
PR-CY.ru