ДИМИТРИЙ Прилуцкий - Страница 10

В житийном цикле встречаются и редкие сюжеты: сретение иконы Димитрия Прилуцкого, чудо о болезни «корчета», чудо о белоризцах, названное в «Житии» «Чудо о граде Вологде», разорение монастыря в Смутное время (икона XVII в. из собрания Ярославского художественного музея). Известны житийные иконы, где повествование строится в соответствии с агиографической традицией, начиная от рождения Димитрия Прилуцкого. Сохранилась икона преподобного с 12 клеймами жития второй половины XVI в. (музей в Рекклингхаузене, Германия), в том числе с композициями: крещение, обучение грамоте, поставления в сан иеродиакона, пресвитера и игумена (редкие сюжеты). Подобный состав клейм, подчёркивающий избранность и служение Богу Димитрия Прилуцкого с детства, – на иконе с 18 клеймами из церкви Владимирской иконы Божьей Матери в Вологде (XVII в., Вологодский музей-заповедник); он близок ранним житийным циклам Сергия Радонежского. Впоследствии в отдельный иконописный сюжет выделились житийные клейма «Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого» (икона-хоругвь второй половины XVI в. с оплечным образом Иисуса Христа на лицевой стороне из церкви равноапостольных Константина и Елены, основанной на месте сретения образа Димитрия Прилуцкого, Вологодский музей-заповедник) и «Чудо о белоризцах» (икона XIX в., Вологодский музей-заповедник), которые подчёркивают значение Димитрия Прилуцкого как защитника города и помощника в ратном деле. С XVII в. получило распространение изображение Димитрия Прилуцкого вместе с Вологодским святым Игнатием Прилуцким. В 1635 г. костромской иконописец Денис вместе с товарищем Терентием выполняли стенопись и иконы в Димитриевом Прилуцком монастыре, в том числе «местный» образ Димитрия Прилуцкого и Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество». Раннее сохранившееся произведение – шитая пелена первой половины XVII в. из Димитриева Прилуцкого монастыря (Вологодский музей-заповедник) с текстом общего тропаря на каймах, где Димитрий Прилуцкий с развёрнутым свитком и преподобный Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы середины – второй половины XVII в. (музей Андрея Рублёва), последней трети XVII в. из ризницы Соловецкого монастыря (Архангельский музей, текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из церкви во имя апостола Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., Вологодский музей-заповедник). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в конце XVII – XVIII в. была составлена общая служба святым. С середины XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых – с обителью в руках (музей-заповедник «Коломенское»), что отражает их почитание как покровителей монастыря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при Вологодском архиепископе Маркелле, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII–XIX вв. в нескольких вариантах, одним из которых является точное изображение вида обители на втором плане композиции (иконы первой половины XVIII в. из Успенского женского монастыря Вологды, второй половины XIX в., обе в собрании Вологодского музея-заповедника).

 



 
PR-CY.ru