ДИМИТРИЙ Прилуцкий - Страница 2

Проложные редакции заканчиваются после рассказа об основании Димитрием Прилуцким Никольского монастыря или после сообщения об уходе в Вологду. Одна из проложных редакций попала в печатный Пролог, из него вновь в рукописную традицию. Другая проложная редакция зафиксирована в списке середины XVI в. На основе одной из проложных редакций и Вологодского варианта Минейной редакции возникла выявленная Т.Н. Украинской (Беловоловой) Сводная редакция, известная в единственном списке XIX в., которой сопутствует «Сказание о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия... и о новосозданной церкви во обители его». «Сказание...» было создано в начале XIX в. на основе повествования из Минейной редакции о явлении святого великому князю Ивану III Васильевичу во время военного похода (имя великого князя появляется в «Житии» в середине XVII в.). По свидетельству Минейной редакции «Жития», Димитрий Прилуцкий происходил из Переяславля Залесского, из богатого купеческого рода (по преданию, родился в деревне Веслево Переяславского уезда в купеческой семье Покропаевых), принял постриг в переславль-залесском Горицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где затем был рукоположён во иерея. Покинув через некоторое время Горицкую обитель, Димитрий Прилуцкий основал ближе к городу, «на болоте от озера», общежительный переславль-залесский на Болоте во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. «Житие» сообщает о неоднократных посещениях святым Троице-Сергиева монастыря и беседах с преподобным Сергием Радонежским (по мнению священника Иоанна Верюжского, их знакомство произошло в 1354 г., когда Сергий был в Переяславле на поставлении в игумены). Из «Жития» известно, что Димитрий Прилуцкий был одарён телесной красотой и старался скрывать её, пряча лицо под куколем. Он подвизался в посте для того, чтобы увяла красота, но лицо его ещё больше просветлялось. Святой почти не беседовал с мирянами и никогда – с женщинами, кроме необходимых случаев духовного наставления (женщина, пытавшаяся против воли святого увидеть его лицо, была наказана расслаблением, исцелилась по молитве Димитрия Прилуцкого). Поскольку горожане часто посещали службы в монастырской Никольской церкви, о святом стало известно и в Переяславле, и за его пределами. Приняв приглашение великого князя Московского Дмитрия Ивановича, Димитрий Прилуцкий посетил Москву и крестил одного из его сыновей, возможно, Василия I Дмитриевича (род. 30 декабря 1371 г.), деда великого князя Ивана III, особо почитавшего Димитрием Прилуцким). При Димитрии Прилуцком в Никольском монастыре был переписан летом 1377 г. Паренесис преподобного Ефрема Сирина. Избегая мирской славы, Димитрий Прилуцкий вместе с учеником монахом Пахомием ушёл из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалёку от села Авнега (ныне село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области), иноки поставили церковь Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через некоторое время были вынуждены уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и сёла со временем станут монастырскими.

 



 
PR-CY.ru