ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 10

Чудо «О явлении ангелов» – последнее в Собрании I, одно из самых известных в византийской и славянской агиографической традиции. На третий день осады одному иллюстрию (эпитет, обычно указывающий на принадлежность к аристократии, в славянских переводах превратился в имя собственное) было видение в храме великомученика: два ангела постучали во врата кивория. Врата отворились, и иллюстрий увидел внутри Димитрия Солунского, от которого исходил ослепительный свет. Ангелы передали ему, чтобы он оставил город, который Бог предаёт в руки язычников. Димитрий Солунский опечалился и просил ангелов передать Богу его просьбу не отдавать город или позволить ему положить свою душу за жителей города. Ангелы исчезли, и Димитрий Солунский вернулся в гробницу. Наутро варвары были обращены в бегство. Это чудо имеет большое значение для формирования образа святого как защитника отечества, который отказывается покидать город, наказанный за грехи, и вымаливает ему прощение у Бога. Собрание I представляет собой хорошо продуманную композицию с точки зрения логики и развития сюжета, но не хронологии. Чудеса в Собрании I подобраны без соблюдения хронологической последовательности, так что взаимосвязанные события оказались в разных главах. В чуде 3 речь идёт о чуме, предшествовавшей аваро-славянской осаде, в чудесах 13–15 – о самой осаде, а в чуде 8 – о голоде, последовавшем за этой осадой. Чудо 12 рассказывает о пожаре в храме Димитрия Солунского, а чудо 6 – о восстановлении кивория после пожара. Архиепископ Иоанн описывает чудеса, относящиеся, в основном, ко времени пребывания на церковном престоле его предшественника – архиепископа Евсевия. Сам он мог быть свидетелем некоторых из них, другие же известны ему только по рассказам Евсевия. Чудеса 1, 2 и 4 могли быть заимствованы из несохранившегося более древнего собрания и не поддаются датировкe. Исторические события Собрания I охватывают почти три десятилетия и приходятся на периоды правления императоров Маврикия и Фоки. Композиция содержит уникальные свидетельства о походах аваров и славян на Балканы. Только одна из 34 сохранившихся рукописей Собрания I содержит все чудеса Собрания I и полностью Собрание II. В других рукописях число чудес и их подбор значительно варьируются. Чаще всего встречается чудо 1 – 20 раз, реже всего, по три раза, – чудеса 9 и 12. Собрание I – это систематизированный подбор текстов о Димитрии Солунском, положивший начало посвящённой ему агиографической традиции. По мере повествования архиепископ Иоанн увеличивает объём конкретных сведений о мученике и его подвигах. Характерной чертой чудес является подробное описание пребывания мученика в кивории, где у него были ложе и трон, и отсюда он защищал город. В последних главах Димитрий Солунский впервые предстаёт в образе воина, сначала пешего тяжеловооружённого, а затем на белом коне с копьём в руках. Собрание II возникло как непосредственное продолжение Собрания I. Во введении автор даёт основания отнести его составление к 680–690-гг. Собрание II сохранилось в единственной рукописи, где оно идёт вслед за Собранием I. Ни имя автора, ни его социальное положение неизвестны, т.к. лист с началом первой главы утрачен, но из сочинения понятно, что автор был жителем Фессалоники.

 



 
PR-CY.ru