ДИКИРИЙ

ДИКИРИЙ (двухсвечник) – светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и двух свечей, употребляемый за архиерейским богослужением вместе с трикирием. По мнению А. Жакоба, употребление дикирия и трикирия было введено в практику византийского архиерейского богослужения около XII в. Впервые дикирий упоминается в «Ответах» знаменитого византийского канониста патриарха Феодора IV Вальсамона (1189–1195 гг.), указывавшего на достоинство учительства в церкви, которым обладают цари и патриархи, упоминает, что только они имеют право осенять народ с помощью дикирия. Первоначально подсвечник с двумя свечами вместо одной, вероятно, использовался просто как более яркий; со временем дикирий получил и символическое толкование. Так, блаженный Симеон Солунский (ум. в 1429 г.) трактует его как указание на две природы Христа и упоминает момент использования дикирия в литургийном чине – архиерей осеняет им Евангелие перед началом пения Трисвятого. В поздневизантийских диатаксисах (уставных документах) архиерейской литургии подробно описано использование дикирия в этот момент службы: согласно диатаксису нотария патриаршей канцелярии Димитрия Гемиста (XIV в.), совершив малый вход, патриарх или епископ кадит алтарь во время пения тропарей, а затем, взяв дикирий, творит им крест над Евангелием со словами из Пс. 79:15b – 16a (при начале пения Трисвятого эти же слова повторяются уже с осенением трикирием); согласно диатаксису XV в. из библиотеки афонского Андреевского скита, после окончания малого входа и пения тропаря архиерей трижды осеняет дикирием святой престол. В последующей традиции дикирий одновременно с трикирием подаётся архиерею для большинства совершаемых им со свечами осенений народа и сослужащих (трикирий держится в правой руке, дикирий – в левой). Как самостоятельный литургический предмет дикирий используется сразу после малого входа. В современной русской практике на малом входе в алтарь епископ принимает кадило и дикирий и в сопровождении диакона с трикирием совершает каждение алтаря и иконостаса. Перед началом пения Трисвятого диакон поставляет на напрестольное Евангелие дикирий; при пении Трисвятого во второй раз архиерей осеняет дикирием Евангелие, а после пения Трисвятого в третий раз он, держа в левой руке напрестольный крест, а в правой – дикирий, благословляет ими народ со словами из Пс. 7915b – 16a. В современной греческой практике архиерейское каждение после малого входа совершается епископом с посохом, а не дикирием, тогда как дикирий и трикирий держат диаконы (в современной русской практике такой порядок соблюдается при патриаршей службе); вслед за осенением Евангелия дикирием в начале Трисвятого архиерей осеняет Евангелие трикирием, а затем народ – дикирием и трикирием. Концы свечей у дикирия в старину обычно соединялись вместе – так, чтобы образовывалось единое яркое пламя (впрочем, известно немало изображений дикирия XVII–XIX вв. со стоящими прямо и не соединёнными вместе свечами); позднейшая практика предпочитает перекрещенные свечи с направленными в разные стороны концами; в современной греческой традиции принято также украшать дикирий и трикирий лентами с монограммой Альфа и Омега. См. также Трикирий.

 
PR-CY.ru