ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 9

Дидим Слепец указывал на ограниченность человеческих возможностей в представлении о Святой Троице: Троица превосходит все материальные существа, поэтому никакое слово не может Ей соответствовать и обозначать Её сущность, но всё, что о Ней говорится, употребляется не в собственном смысле.  Он считается признанным защитником никейского исповедания единосущия Божественных Лиц, учил, что «Троица по природе нераздельна и неразлучна». Однако он как будто не был осведомлён о детально разработанной к времени его жизни тринитарной терминологии. Говоря о Святой Троице, выражал православное понимание соотношения Лиц и сущности: «Существует Единый Царь и Господь Вседержитель, и Отец не существует без Сына, ни Сын без Отца, ибо царство и господство и вседержительная сила Пресвятой Троицы – одно и то же». Соотнесённость слова «Бог» с Отцом, а слова «Господь» с Сыном не лишает ни Первого господства, ни Второго божественности, ибо точно так же Отец есть Господь, а Сын – Бог; так и Святой Дух носит имя Господа и, стало быть, имя Бога. Термин «единосущный» находит применение у него для утверждения божественности Воплощённого Слова (Христа): Он есть Бог от Бога и Свет от Света; Он существует прежде всего, и всё существует в Нём. «Одно Божество Отца, Сына и Святого Духа». Для обозначения божественной природы Дидим Слепец употреблял термины «сущность» и «природа», для обозначения Божественных Лиц – «ипостась» и «лицо». Однако иногда (как и святитель Афанасий Великий) термины «сущность» и «ипостась» он употреблял синонимически. Единство сущности Божьей и различие Ипостасей Дидим Слепец выражает следующим образом: «Спаситель говорит, что Святой Дух посылается от Отца в Его (Сына) имя, а собственно имя Спасителя есть Сын, следовательно, из этих слов доказывается общность природы и, так сказать, собственные признаки Лиц... Посланный во имя Сына от Отца Святой Дух должен быть понимаем не рабом, не иным и не разделённым от Сына»; «Троица объединяется единством сущности». Дутрело отмечает, что единство сущности Божьей не предполагает у Дидима Слепца оттенка модализма (от слова «образ»). В учении о Боговоплощении Дидим Слепец использовал термины «вочеловечение», «жительство», «домостроительство», «пришествие», «явление», «вселение», «спасение». В христологии он в целом стоял на позициях первого Вселенского собора: настаивал на совечности Сына Отцу, на единстве Их действия, на предвечном рождении Сына «из сущности Бога». Вместе с тем учение Дидима Слепца о Воплощении связано с его оригенистскими представлениями о предсуществовании душ: душа Спасителя, созданная, как и прочие души, по образу и подобию Божию, не пала, подобно другим, сохранив верность первообразу, и составила с Божественным Логосом единый дух (unus spiritus); она воплотилась вопреки своей безгрешности, чтобы спасти других, явившись «инструментом» искупления мира. В этом существенное отличие христологии Дидима Слепца от учения Афанасия Великого, согласно которому в ад сошла не душа Спасителя, а Сам Божественный Логос.

 



 
PR-CY.ru