ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 2

Дидим Слепец имел высокий авторитет среди христианских богословов, занимал чёткую позицию в современных ему догматических спорах: был сторонником первого Вселенского собора (325 г.), поддерживал святителя Афанасия I Великого в борьбе с арианством, выступал против ариан как письменно, так и устно, «опровергая их софистические построения и разоблачая ложные ухищрения», полемизировал также с возникшими в 360–370 гг. аполлинарианством и ересью духоборчества. Тесные связи были у него с прославленными египетскими монахами; его не раз посещал преподобный Антоний Великий (около 251 – около 356 гг.). Так, он останавливался у Дидима Слепца, вероятно, в 338 г., прибыв в Александрию для поддержки Афанасия Великого в борьбе с арианами. Антоний Великий утешал Дидима Слепца в его недуге слепоты, говоря, что он не должен скорбеть «о потере того, что имеют и муравьи, и мухи, и комары», но должен радоваться, что имеет духовное зрение, «то, чего удостоились одни святые и апостолы». Дидим Слепец прославился прозорливостью: однажды в течение целого дня он размышлял о «несчастном царе Юлиане» (Отступнике) и отказался от пищи; задремав, он увидел во сне всадников, кричавших: «Сегодня в седьмом часу Юлиан скончался, встань, ешь и пошли сказать об этом епископу Афанасию» (это видение совпало с днём и точным временем смерти императора). Дидим Слепец жил аскетом, но на основании некоторых мест его сочинений, где речь, вероятно, идёт о его учениках, делается неправдоподобный вывод, что он был женат и имел детей. Начиная с 371 г. в течение многих лет у него учились Руфин Аквилейский (около 345 – 410 гг.), называвший Дидима Слепца пророком и мужем апостольским, и преподобная Мелания Римлянина Старшая (383–439 гг.). Около месяца в 386 г. у него учился Иероним Стридонский, писавший с благодарностью об учителе: «То, чего я не знал, тому научился, не потерял при его руководстве и того, что знал» (хотя впоследствии во время оригенистских споров бывший ученик изменил своё мнение, назвав Дидима Слепца «неверным учителем»). Учениками Дидима Слепца были также Еленопольский епископ Палладий, Евагрий Понтийский (около 345 – около 399 гг.) и, возможно, Григорий Богослов (329–389 гг.). С V в. до первой половины VI в. авторитет Дидима Слепца в христианском мире был высок. Историк Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.) называл его наряду со святителями Василием Великим (около 330 – 379 гг.) и Григорием Богословом мерилом православия, Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.) ставил его рядом с Ефремом Сирином (около 306 – 373 гг.). Однако его посмертная судьба оказалась связанной с судьбой оригенизма в Палестине, который подвергся общецерковному осуждению на пятом Вселенском соборе (553 г.). Собор осудил учение Оригена о предсуществовании душ и апокалипсисе. Вместе с Оригеном были преданы анафеме Арий (256–336 гг.), Евномий, епископ Кизика (330/335 – около 394 гг.), Константинопольский архиепископ Македоний I (ум. после 360 г.), Аполлинарий (Младший; около 310 – 382/392 гг.), Константинопольский архиепископ Несторий (428–431 гг.), архимандрит Евтихий (около 370 – после 454 гг.).

 



 
PR-CY.ru