Словарь по христианству Д ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский

ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский

ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский (313 – около 398 гг.) – христианский писатель, богослов, экзегет. Несмотря на свою слепоту, был одним из величайших учёных своего времени и более 50 лет управлял Александрийским огласительным училищем. Принятая датировка его жизни опирается на данные Еленопольского епископа Палладия (360–420 гг.); сведения Иеронима Стридонского (около 347 – 419/420 гг.) о датах жизни Дидима Слепца (родился в 309 г., умер в 393 г.) признаются недостаточно точными. Дидим Слепец происходил из простой семьи, всю жизнь прожил в Александрии «возле въезда в город»; воспитывался, вероятно, в монашеской общине, отличавшейся высоким культурным уровнем. Он ослеп, когда ему было четыре года, так что не мог учиться, как его сверстники: азбуку усвоил по дощечкам, на которых были сделаны глубокие прорези букв, все остальные знания – на слух, в результате постоянных и усердных занятий. У лучших учителей Александрии он изучал философские науки: диалектику, арифметику, музыку, риторику и, обладая незаурядным красноречием, мог свободно соревноваться с теми, кто постигли науки обычным способом. Блаженный Феодорит, епископ Кирский (386/393 – 457 гг.), уточнял, что, освоив формальную логику Аристотеля и учение Платона, Дидим Слепец воспринимал науки не как постигающие истину, а как «орудие истины». «Исследователь, не оставляющий ничего без внимания», он в юности «получил обширные знания, так что в старости мог ими наслаждаться». Дидим Слепец стал заметной фигурой не только для христианских богословов, но и для учёных мужей «внешнего мира». Так, ритор Ливаний (314 – около 393 гг.) писал о нём к некоему Севастиану: «Ты не можешь быть незнаком с Дидимом, в противном случае ты незнаком с великим городом (Александрией), где он распространял своё учение днём и ночью». Приобретённые знания получили у Дидима Слепца богословское применение: он на слух дословно выучил все книги Ветхого и Нового Завета, знал наизусть все церковные догматы и мог излагать их содержание «так тонко и основательно, как никто из древних». По словам Иеронима Стридонского, Дидим Слепец был самым образованным мыслителем своего времени. Под диктовку Дидима Слепца были записаны многочисленные богословские и экзегетические сочинения, а также снабжены богословским комментарием сочинения Оригена (около 185 – 254 гг.). С 340 гг. до смерти Дидим Слепец возглавлял (был дидаскалом) знаменитое со времён Климента Александрийского (около 150 – около 215 гг.) и Оригена Александрийское огласительное училище, порученное ему Афанасием I Великим (около 295 – 373 гг.), с которым у него всегда сохранялись хорошие отношения. По свидетельству Филиппа Сидетского, автора не дошедшего до настоящего времени сочинения «Христианская история» (первая половина V в.), он явился двенадцатым по счёту дидаскалом Александрийского училища, переехавшего после его смерти в Малую Азию.

 



 
PR-CY.ru