ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса - Страница 2

В широком смысле понятие «живая вера» есть результат отрицания и снятия «религии» (в терминологии диалектической теологии – догматически предметного знания о Боге и догматически формальных культовых ритуалов, посредством которых невозможно овладение содержанием реальной веры). Иначе говоря, «живая вера» есть результат отрицания и прекращения давления религии, которая своими формальными ритуалами и обычаями не даёт личного духовного знания Бога. Бог, в свою очередь, может быть познан только посредством «критического отрицания» за Ним всякой тварной предметности. Бог в диалектической теологии предстаёт как принципиально непредметная сущность, трансцендентное и надчеловеческое существо. Бог – это «совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира» (К. Барт). В этом своём аспекте диалектическая теология генетически восходит к классическому протестантизму, в частности, к кальвиновской трактовке божественного величия как абсолютно запредельного и лютеровскому пониманию Бога как «огненного моря гнева», испепеляюще чуждого всему человеческому. Таким образом, понятие веры в широком смысле слова (как истинной неформализованной религии) выводится диалектической теологией за пределы исторического. Соответственно, понятие веры в узком смысле слова (как индивидуальной веры) выводится за рамки психологического, в силу чего отказ от рациональных форм богопознания не приводит в рамках диалектической теологии к мистико-чувственной парадигме. Понимание веры здесь возводится к классическому протестантскому тезису о вере как личностной встрече и присутствие Иисуса Христа в индивидуальной душе (по словам Дж. Фокса, основателя квакерского «Общества друзей», «истина не в книгах, а в сердцах»). В соответствии с этим, рациональная интерпретация Библии в историческом или этико-нормативном плане трактуется диалектической теологией лишь как нулевой цикл постижения её сакрального содержания. Подлинный смысл Священного Писания постигается поверх фабульных сюжетов – «сквозь историческое» (К. Барт). Строго говоря, прочтение Библии (как и откровение) есть боговдохновенный акт, где вера служит камертоном божественных смыслов. В диалектической теологии выдвигается программа демифологизации Библии. Согласно Р. Бультману, способы передачи содержания вероучения историчны по своей природе, а потому библейские мифы как одна из наиболее архаичных культурных форм этой передачи не может и не должна рассматриваться как адекватная современности, – библейские тексты должны быть переформулированы в терминологии человеческого существования. Центральную смысловую позицию в диалектической теологии занимает «сфера соприкосновения».

 



 
PR-CY.ru