ДРУЖИНИН Алексей Иванович

ДРУЖИНИН Алексей Иванович (1866 г. – после 1933 г.) – протоиерей, патролог, педагог. Родился в семье священника, окончил Костромскую духовную семинарию (1888 г.), Казанскую духовную академию (1892 г.) действительным студентом. В соответствии с уставом 1884 г. звания кандидата удостоен в 1894 г. после двух лет службы по духовно-учебному ведомству за сочинение на тему: «Нравоучительная часть Послания апостола Павла к Евреям (Х. 19 – ХIII)». С 9 сентября 1892 г. А.И. Дружинин служил в канцелярии Казанской духовной консистории, с 3 декабря 1892 г. был надзирателем Казанского духовного училища, с 21 октября 1893 г. – учителем образцовой начальной школы при Казанской духовной семинарии, с 25 августа 1895 г. по 24 января 1897 г. – наблюдателем церковноприходских школ Казанской епархии, с 1 августа 1897 г. по май 1902 г. – одновременно законоучителем и настоятелем церкви Казанского учительского института, с 13 сентября 1896 г. исполнял должность доцента Казанской духовной академии на кафедре педагогики. В 1897–1917 гг. был членом епархиального училищного совета, 4 ноября 1900 г. удостоен учёной степени магистра богословия. В 1901–1902 гг. находился в командировке в Германии с целью изучения методики преподавания педагогики в высших духовных и светских учебных заведениях. С 5 апреля 1904 г. – экстраординарный профессор кафедры педагогики Казанской духовной академии; в 1905–1906 гг. состоял членом Казанской духовной консистории. 18 октября 1895 г. архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым) А.И. Дружинин был рукоположён во иерея. С 11 октября 1902 г. – клирик кафедрального Благовещенского собора в Казани, со 2 мая 1903 г. – настоятель Николо-Низской церкви в Казани (в настоящее время – кафедральный собор во имя святителя Николая Чудотворца). 6 мая 1909 г. возведён в сан протоиерея. В начале сентября 1918 г. А.И. Дружинин оставил Казань с отступавшими белочехами и Народной армией Комуча. Около 1920 г. вернулся и был назначен настоятелем Троицкой церкви села Усады (ныне в Высокогорском районе Татарстана). 25 марта 1933 г. арестован по обвинению в принадлежности к нелегальному братству святителя Гурия. 10 октября освобождён с подпиской о невыезде. Позднее дело было прекращено. Дальнейшая судьба А.И. Дружинина неизвестна. Его сын Александр (родился в 1895 г.) преподавал в Казанском медицинском институте, был расстрелян 20 января 1941 г. в Казани. Магистерская диссертация и соответствующая монография А.И. Дружинина посвящены изучению жизни и наследия св. Дионисия Великого (конец II – III вв.), епископа Александрийского (А.И. Дружинин был единственным в дореволюционной России учёным, изучавшим творения этого отца церкви). Часть монографии посвящена выявлению сохранившихся сочинений Дионисия, в том числе фрагментов, и оценке их подлинности. А.И. Дружинину удалось исправить ошибки и дополнить сведения, имеющиеся в книге Адольфа фон Гарнака (1851–1930 гг.), обобщившего достижения западноевропейской патрологии XIX в. в изучении наследия Дионисия Александрийского. Важным вкладом А.И. Дружинина в отечественную патрологию стал перевод на русский язык всех известных к началу XX в. творений святителя Дионисия, в том числе цитат, сохранившихся в сочинениях отцов церкви и других авторов. Переводы выполнены квалифицированно, с использованием как греческих текстов, так и латинских переводов с сирийского языка. Профессор Московской духовной академии Иван Васильевич Попов (1867–1938 гг.) в статье о святителе Дионисии Александрийском назвал книгу А.И. Дружинина «обстоятельным сочинением», а издание переводов «полным собранием» (в курсе патрологии И.В. Попова раздел о Дионисии излагается по трудам А.И. Дружинина). В начале ХХ в. А.И. Дружинин сформировался как учёный-педагог, занимался проблемами преподавания Закона Божия в светских (в первую очередь, педагогических) учебных заведениях. Почти ежегодно выступал с циклами лекций для законоучителей средних учебных заведений Казанского учебного округа. Его речь на годичном акте Казанской духовной академии («Образование и нравственность») в 1904 г. была посвящена истории и современному состоянию проблем нравственного воспитания с православных позиций.

 
PR-CY.ru