ДОБРЫНИН Никита Константинович - Страница 3

В 1682 г. бывший суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). 18 мая того же года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». Их действия возглавил находившийся в это время в столице Н.К. Добрынин. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришёл во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким (1674–1690 гг.) согласились устроить диспут. Обстановка была напряжённой, в рядах стрельцов не было единства, многие из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придётся всем. Волнений добавило и то, что Н.К. Добрынин, который принёс просфоры с восьмиконечным крестом, не попал 25 июня на венчание царей Иоанна Алексеевича и Петра I Алексеевич, которое должно было совершаться, как было обещано руководителем восставших князем Иваном Андреевичем Хованским (ум. в 1682 г.), по старому обряду. 29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. Главным действующим лицом диспута, состоявшегося 5 июля, стал Н.К. Добрынин, власти были представлены царевнами Софьей Алексеевной, Марией Алексеевной, Татьяной Михайловной, вдовствующей царицей Наталией Кирилловной, патриархом Иоакимом, архиереями. Диспут проходил бурно. Софья Алексеевна и патриарх возражали Н.К. Добрынину, но большинство собравшихся его поддержали. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. Н.К. Добрынин и его единомышленники, выходя из Грановитой палаты, говорили собравшемуся народу о своей победе. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Н.К. Добрынина. 11 июля «за оскорбление царского величества» Н.К. Добрынин был казнён в Москве. Несмотря на то что он не был связан с первоучителями старообрядчества (о нём не упоминает Аввакум, не знавший о диспуте в Грановитой палате, Н.К. Добрынин не был известен участникам стрелецкого выступления до подачи челобитной в июне 1682 г.), старообрядческие источники конца XVII – начала XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, священником Лазарем и диаконом Фёдором назван в числе «ревностных обличителей» 1660 гг. В «Винограде российском» Н.К. Добрынин причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста». Письменное наследие Н.К. Добрынина, сохранившееся в автографах в составе Синодальной коллекции грамот и свитков, включает две челобитные на Суздальского архиепископа Стефана, челобитную на новоисправленные книги и черновые материалы к ней.



 
PR-CY.ru