Словарь по христианству Д ДОБРЫНИН Никита Константинович

ДОБРЫНИН Никита Константинович

ДОБРЫНИН Никита Константинович (ум. в 1682 г.) – один из апологетов старообрядчества, лишённый сана священника суздальского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Н.К. Добрынин впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской церкви в первой половине 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиепископа Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. К челобитной Н.К. Добрынин приложил «роспись» нововведений архиепископа Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). В августе 1659 г. направленный в Суздаль Вятский епископ Александр провёл расследование. Архиепископ Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. Вернувшись в Суздаль, Н.К. Добрынин вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиепископа Стефана, обвиняя архиерея (кроме всего прочего) в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». В ответ поступила жалоба на Н.К. Добрынина от приказного архиепископа Д. Петровых, в которой сообщалось, что Н.К. Добрынин 17 сентября 1659 г. в суздальском соборе назвал архиепископа Стефана государственным изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Н.К. Добрынин «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна». Вятский епископ Александр, оппонент Никона, провёл новое расследование, подтвердившее «вины» архиепископа Стефана. Собор 1660 г. приговорил Суздальского архиерея к извержению из сана, но царь Алексей Михайлович, рассмотрев дело, простил Стефана и велел ему состоять при Архангельском соборе в Кремле. Н.К. Добрынин был лишён права священнодействовать и передан городскому суду, решения которого неизвестны. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Н.К. Добрынин составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь, «Скрижали» (М., 1656). О челобитной стало известно властям. 9–13 декабря 1665 г. Н.К. Добрынин был арестован в Суздале, у него были изъяты черновики и незавершённая челобитная, которую разбирали в конце апреля – начале мая 1666 г. на Большом Московском соборе. 10 мая того же года суздальский священник был лишён сана и анафематствован в кремлёвском Успенском соборе, вместе с Аввакумом Петровым и Фёдором Ивановым его заточили в Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. Опасаясь казни, Н.К. Добрынин и Федор Иванов 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игуменом Николо-Угрешского монастыря Викентием, Н.К. Добрынин написал также «Покаянный свиток». По случаю рождения 27 августа царевича Иоанна V Алексеевича узники были возвращены в Москву, где Н.К. Добрынин получил относительную свободу.

 



 
PR-CY.ru