ДИАКОНОВЫ ОТВЕТЫ - Страница 2

За этим последовал разгром керженских скитов. Вопрос об авторстве «Диаконовых ответов» не вполне прояснён. Керженская традиция закрепила за книгой имя Александра, который подал её епископу Питириму, хотя руководитель Диаконова согласия, судя по его свидетельствам, прямого отношения к тексту не имел. И в «грамотках» игумену Питириму 1716 г., и в «Прошении» 1720 г. Александр неоднократно указывал на трудности подготовки ответов и нигде не упоминал о своём непосредственном участии в создании текста. Кроме того, на завершающем этапе составления книги, с декабря 1718 г., он, находясь «под караулом» в Успенском монастыре, не имел возможности редактировать текст. «Диаконовы ответы» – плод коллективного творчества старообрядцев Диаконова согласия и Выголексинского общежительства. Для восстановления истории написания «Диаконовых ответов» и установления круга источников текста важны сведения из «Жития Андрея Денисова», написанного Андреем Борисовым в 1780 гг. с использованием свидетельств очевидцев и сохранявшихся в Выговской пустыни рассказов о первом киновиархе. В «Житии», в главе «О написании блаженным отцем Андреем Дионисиевичем “Нижеградских ответов”» говорится о знакомстве Андрея Денисова в Москве «с единым весма добрым человеком из согласия, нарицаемаго поповщина, с которым они весма потщателно многия обыскаша вещи, иже зело подкрепление дающе древлецерковному святому благочестию». Когда же керженские старообрядцы оказались перед необходимостью дать ответы игумену Питириму, они обратились за помощью к своему благодетелю-москвичу, но тот, «ведая их всех немощь в писменном руководстве» и будучи уверен, «яко ко оному составлению непременно быть надлежит грамматическому правописанию, и риторическому искусству, и непогрешению» в богословии и в Священном Писании, обратился к Андрею Денисову, давая ему всё «нужнопотребное к написанию их ответов». Москвичом, который выступил в качестве посредника между керженскими дьяконовцами и Выговским общежительством, по-видимому, был живший в Москве идеолог Диаконова согласия Тимофей Матвеевич Лысенин. О.К. Беляева выявила ряд сборников, созданных в дьяконовской среде и содержащих корпус текстов, которые были подобраны Т.М. Лысениным. Эти тексты представляют собой приведённые в систему свидетельства в пользу старых русских обрядов, почерпнутые из рукописных и старопечатных книг, икон, предметов церковного искусства. В сборниках, которые Т.М. Лысенин называл «книги» и датировал 1706–1713 гг., он сумел охватить значительный круг вопросов, составлявших предмет полемики между сторонниками и противниками богослужебной реформы. Наиболее полно им были разработаны вопросы формы перстосложения при крестном знамении и иерейском благословении, сугубой аллилуии, написании имени Спасителя. По-видимому, обратившись за помощью при составлении ответов к Андрею Денисову, Т.М. Лысенин передал выговскому киновиарху свои наработки. Установлено, что два дьяконовских сборника с подборками Т.М. Лысенина имеют вставки и пометы, выполненные ранними выговскими почерками, что подтверждает факт их раннего бытования на Выге. Анализ «Диаконовых ответов» и близких к ним «Поморских ответов» показывает, что в том и в другом сочинении были использованы доказательства, собранные Т.М. Лысениным.

 



 
PR-CY.ru