ДИАКОНОВО СОГЛАСИЕ, дьконовщина

ДИАКОНОВО СОГЛАСИЕ, дьконовщина (другие названия – новокадильники, кадильники, лысеновщина) – существовавшее в XVIII–XIX вв. течение в старообрядчестве, принимавшее священство Русской православной церкви (новообрядческой), но отличавшееся от других старообрядцев-беглопоповцев почитанием четырёхконечного (латинского) креста наравне с восьмиконечным, а также своеобразным способом каждения. Согласие было основано Александром диаконом (1674/1675 – 1720 гг.) – видным деятелем старообрядчества, автором одного из основных старообрядческих полемических сборников «Диаконовы ответы», который перешёл в старообрядчество в скитах на Керженце и возглавил в 1709 г. керженский Лаврентьевский скит; его единомышленником и отчасти предшественником был Тимофей Матвеевич Лысенин. Основные положения учения дьяконовцев оформились и получили письменную фиксацию в трудах Т.М. Лысенина, который называл их «книги» или «собрания» и относил составление к 1706–1713 гг. Он доказывал, что четырёхконечный крест достоин почитания наряду с восьмиконечным (это мнение противоречило представлениям всех других течений в старообрядчестве), из чего следовало, что священнослужитель при каждении, которое в соответствии с Типиконом совершается крестообразно, должен единожды начертывать кацеей или кадилом горизонтальную линию (в образ перекладины креста), а не дважды, как делали многие на Керженце. Таким образом, каждение у дьяконовцев было, как писали их оппоненты, «двукратным»: с одним вертикальным и одним горизонтальным движениями. Придерживавшиеся другой практики кадили «трёхкратно»: с одним вертикальным и двумя горизонтальными движениями. Особенностью учения Диаконова согласия, также сформулированной Т.М. Лысениным, было представление о спасительности Исусовой молитвы в новой редакции: со словами «Боже наш» (вместо слов «Сыне Божий», как принято у старообрядцев). Организационно Диаконово согласие сложилось в результате споров, которые шли в начале XVIII в. на Керженце. В 1708 г. Т.М. Лысенин вместе с диаконом Александром и другими керженскими старцами на одном из Соборов выступил против писем протопопа Аввакума (1620–1682 гг.), содержавших ошибочные догматические мнения (см. Аввакумовщина). В 1708–1710 гг. на керженских Соборах выяснилось, что в скитах нет единства и по вопросу о чине приёма присоединявшихся к старообрядчеству священников («беглых попов»). Дьяконовцы настаивали на третьем чине (через отречение от ересей), в то время как во многих скитах принимали переходивших к ним священников вторым чином (через миропомазание). В связи с нарастанием противоречий противники Диаконова согласия направили на Ветку главе местных старообрядцев иеромонаху Феодосию несколько жалоб, в которых, в частности, писали, что дьяконовцы (Александр, Лысенин и священник Димитрий) «начаша сами собою, без совету прочих, вново кадити двократно» и, «сложа крест во образ двудревнаго, нарицают четвероконечным, и знамением Христовым, и самым крестом, истинным и животворящим». Александр и священник Димитрий повезли на Ветку своё объяснение.

 



 
PR-CY.ru