ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 9

Некоторые учёные усматривали связь между «Дидахэ» и Евангелием от Иоанна, но единственное место, где язык «Дидахэ» напоминает Евангелие от Иоанна, – евхаристические молитвы (Ин. 17:26; 17:11, 15, 21–23; возможно, 11:52; Ин. 6:12–13). Скорее всего, автор «Дидахэ» всё-таки не был знаком с Евангелием от Иоанна, а также с корпусом Павловых Посланий (во всяком случае, они никак не использованы автором «Дидахэ»). Как отметил Кёстер, все евангельские цитаты в «Дидахэ» вводятся примерно одинаково, что говорит об их принадлежности одному редактору. Само слово «евангелие» в «Дидахэ» отнесено исключительно к учению Иисуса Христа, но не к Благой вести о Крестной смерти и Воскресении Христовом. Из Евангелия происходят наставления о ежедневной молитве, об отношении к пророкам и апостолам, о поведении в общине и добрых делах. Цитаты относятся к Преданию, свидетельствуют о письменном источнике. Некоторые видят в Евангелии, цитируемом в «Дидахэ», аналог источника логий синоптической традиции или некое апокрифическое «Евангелие». В основе «Дидахэ» лежит иудеохристианский субстрат. Традиционно в «Дидахэ» выделяют четыре раздела: о «двух путях», который завершается эпилогом и кратким дополнением; литургический раздел (о Крещении, о Евхаристии); раздел о церковных чинах и дисциплине; эсхатологический эпилог, который состоит из паренесиса и апокалипсиса. Содержание первого раздела определяется вступительной фразой: «Два есть пути, один – жизни и другой – смерти». Сначала называется главная заповедь на «пути жизни» – любить Бога и ближнего, которая раскрывается в «евангельском» наставлении. Далее следует перечень запретов, наставления «чаду» и речения о «кротости». Затем снова в виде обращения к «чаду» приводятся правила жизни в общине и даётся общее заключение о «пути жизни». Описание «пути смерти» состоит из перечня пороков и заключительного увещевания, в котором обращение меняется с единственного числа на множественное число – «чада». В эпилоге же вновь фигурирует единственное число. В литургическом разделе сначала идёт речь о правилах совершения крещения, которые завершаются предписанием о предкрещальном посте. Далее подробнее говорится о посте и молитве и приводится текст молитвы «Отче наш». Затем следуют евхаристические молитвы о чаше и о хлебе и благодарение «по насыщении». В разделе о церковных чинах и дисциплине сначала даётся общее наставление о церковном учении, далее приводятся правила о принятии странствующих апостолов и пророков и о том, как принимать и проверять новопришедших, как относиться к путешествующим и желающим остаться, сообщается об обязанности содержать пророков, которые желают остаться в общине, и об обязанностях в отношении учителей. Затем речь идёт об исповеди и примирении перед воскресной евхаристией, об избрании епископов и диаконов и о порядках в общине – отношении к грешникам, совместной молитве и милостыне. Эсхатологический эпилог начинается с призыва бодрствовать. В апокалипсисе упоминается о появлении лжепророков и антихриста, о всеобщей апостасии и о тех, кто спасутся.

 



 
PR-CY.ru