ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 15

Ряд авторов настаивают на ежегодном характере обряда – на Пасху или в Судный день. Однако увещевание в «Дидахэ» «собираться часто» для достижения совершенства и по причине приближающегося Второго пришествия делает эти гипотезы крайне сомнительными. В главах 9–10 «Дидахэ», подобно литургико-каноническим памятникам, речь, вероятно, идёт не о рядовом богослужении, а о службе, связанной с крещением, что, тем не менее, не исключает более частого совершения евхаристии. Участие в евхаристической жизни предполагает помимо принятия таинства крещения ещё и следование нравственным заповедям, чистоту совести, святость («кто свят, пусть приступает, кто не свят, пусть кается»). Предписывается не приступать к «преломлению хлеба» (т.е. к евхаристии) и к молитве с лукавой совестью, но исповедоваться в своих согрешениях в церкви, т.е. в общине, чтобы «жертва была чиста». Тот, кто имеет спор с братом, должен примириться до участия в общих молитвах и евхаристии. При этом обличение грешников должно происходить не во гневе и без презрения. В «Дидахэ» упоминаются такие церковные чины: апостолы, пророки, учители (дидаскалы), епископы и диаконы. Три первых служения отличаются тем, что не являются выборными, а связаны с наличием у их исполнителей духовных Даров (ср.: 1 Кор. 12:28–29; Еф. 4.:1; 1 Тим. 2:7). Апостолы, пророки и, вероятно, учители не принадлежат к какой-то конкретной общине, но перемещаются от одной общины к другой, не имея дозволения задерживаться надолго в одном месте. Пророки и учители называются архиереями. Их основная задача – проповедовать и учить (пророки помимо этого участвуют в совершении евхаристии). Упоминания о странствующих христианских пророках и апостолах встречаются в источниках до начала III в. (ср.: Мф. 7:15–23; 10:5–15, 40–42; 24:11, 24). Отличие пророков от апостолов состояло, видимо, в их аудитории: пророки обращались к христианам, а апостолы – к тем, кто ещё не приняли крещение. Учители же занимались подготовкой тех, кто уже твёрдо решили стать христианами. Епископов и диаконов избирает вся община. Кандидаты должны быть кроткими, несребролюбивыми и испытанными. Их служение в чём-то заменяет служение пророков и учителей. В «Дидахэ» впервые в христианской литературе упоминаются посты в среду и пятницу и предкрещальный (с которым связано происхождение Великого поста); свидетельство «Дидахэ» также важно для исследования происхождения круга суточных служб (здесь говорится о троекратном чтении «Отче наш» в течение дня) и установления празднования воскресенья.



 
PR-CY.ru