ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 14

Вероятно, литургический чин не исчерпывался этими краткими молитвами, поскольку в «Дидахэ» пророкам (видимо, говорящим в духе) предоставляется возможность благодарить «сколько хотят». Евхаристический чин «Дидахэ» состоит из следующих элементов: благодарение над чашей, благодарение над хлебом и прошение о единстве церкви; моления «после насыщения» (два благодарения и прошение о единстве церкви). Если считать молитвы «Дидахэ» сакраментальными, то возникает вопрос о времени освящения евхаристических Даров. Возможно, оно имело место до прочтения молитвы 10, поскольку «насыщение» в ветхозаветной традиции было символом достижения обетованной земли, что в христианской традиции могло быть интерпретировано как достижение Царства Божия (стих Втор. 8:10, где говорится о насыщении, послужил основанием для появления застольных благодарений); кроме того, в «Дидахэ» сразу после молитв над чашей и над преломлённым хлебом, идёт речь о «святыне», под которой, скорее всего, имеются в виду Святые Дары (говорится об общении «в бессмертном», что косвенно может указывать на сакраментальный характер евхаристии в общине автора «Дидахэ»). Однако такая последовательность благодарений, когда сначала читается молитва над чашей, а затем – над Хлебом, отличается от последовательности благословений в повествованиях о Тайной вечере и в литургических традициях последующих эпох, совпадая лишь с последовательностью 1 Кор. 10:16, а также с Лк. 22:17–20 (где описано, как Господь сначала благословил первую, неевхаристическую чашу, потом евхаристический Хлеб, после чего следовала вечеря, закончившаяся благословением второй, евхаристической Чаши; впрочем, с текстологической точки зрения это описание вызывает вопросы). На основании того, что глава 10 «Дидахэ» завершается призывом: «Если кто свят, пусть приступает...» (который исследователи сопоставляют с литургийным возгласом), –исследователи осторожно предполагают, что молитва главы 10 «Дидахэ» читалась над второй Чашей, а первая чаша не была евхаристической. В главе 14 в связи с евхаристией говорится о принесении жертвы. Поскольку там же приводится цитата из Мал. 1:11, которая впоследствии встречается в ряде анафор, исследователи утверждают, что в богословской традиции «Дидахэ» евхаристия понималась как Жертва и связывалась с Крестной смертью Спасителя. Отдельно обсуждается вопрос о частоте совершения евхаристии согласно «Дидахэ». В главе 14 «Дидахэ» предписывается преломлять хлеб и благодарить в День Господень. Если здесь имеется в виду воскресенье, то речь идёт о еженедельной евхаристии.

 



 
PR-CY.ru