ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 13

Приведённые в «Дидахэ» евхаристические молитвы оцениваются в научной литературе по-разному. Ввиду лаконичности их содержания некоторые учёные в принципе сомневались, можно ли вообще в данном случае говорить о совершении таинства евхаристии, или речь может идти лишь о застольных благословениях братской трапезы. Тем не менее, в настоящее время научный консенсус, скорее, склоняется в пользу признания этих молитв евхаристическими. Ещё П. Древс выдвинул теорию, согласно которой молитвы «Дидахэ» основаны на благодарениях за иудейской вечерней трапезой накануне суббот и праздников. Идею о происхождении этих молитв из иудейских застольных благословений развивали И.А. Карабинов, архимандрит Киприан (Керн) и Н.Д. Успенский. Большой популярностью долгое время пользовалась теория Г. Дикса, который характеризовал чин «Дидахэ» как агапу (ныне отвергнутая). Х. Лицман, исходя из теории двух первоначальных типов евхаристии, видел в молитвах «Дидахэ» образец иудео-христианской евхаристии, отличной от евхаристии в Павловых общинах. После работ Л. Буйе и Л. Лижье (по-видимому, им не была известна монография И.А. Карабинова, но они детально разработали идеи, аналогичные содержащимся в ней) многие учёные стали считать молитву главы 10 «Дидахэ» христианской переработкой иудейских застольных благословений («биркат ха-мазон»; эти благословения состоят из трёх основных элементов: благодарения Бога, питающего Свой народ, благодарения за дары земли и пищу и прошения об Иерусалиме). Дальнейшее развитие этих идей содержится в работах Э. Мацца. В настоящее время интерпретация молитв глав 9–10 «Дидахэ» как христианской версии «биркат ха-мазон» наиболее распространена в западной литературе, однако у этой интерпретации есть слабое место. Как показали современные исследования в области истории синагогальной богослужебной традиции, ко времени написания «Дидахэ» устойчивый текст иудейских застольных благословений ещё не успел сложиться (в частности, поэтому П. Брэдшоу предлагает вообще воздержаться от предположений об устойчивых типах раннехристианских евхаристических молитв). Интересную интерпретацию молитв глав 9–10 «Дидахэ» и основанных на них евхаристических молитв VII книги «Апостольских постановлений» предложил Ч. Джираудо, который не производит их от молитв синагогального богослужения, а независимо возводит и молитвы «Дидахэ», и «биркат ха-мазон» к более ранней традиции, укоренённой в ветхозаветной практике.

 



 
PR-CY.ru