ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 11

Крайнюю позицию занимает Р. Крафт, который рассматривает автора «Дидахэ» исключительно как редактора уже существовавшей сложной композиции памятников и вводит термин «evolved literature», т.е. постоянно развивающаяся, дополняемая, дописываемая литература. К нему близок C. Жие, который видит в «Дидахэ» руку второго редактора. К. Ричардсон разрабатывал теорию двух источников – трактата о «двух путях» и «церковного чина. У. Маттиоли считал, что автору «Дидахэ» принадлежат евхаристические молитвы, новозаветные цитаты и апокалипсис. Согласно Рордорфу и Тюилье, неизвестный автор отредактировал трактат о «двух путях», а затем присоединил к нему литургический материал (из сирийской традиции). Возможно, тот же самый редактор присоединил к тексту некоторые главы, а другой редактор дополнил. Нидервиммер, сторонник однократного редактирования с последующими интерполяциями, рассматривает некоторые главы как литературно единые, а некоторые – блоком, относящимся к предшествующей традиции. По его мнению, христианский автор, живший в иудейском окружении, составил в начале II в. на основе письменных (иудейский трактат о «двух путях», о принятии странников-харизматиков, апокалипсис) и устных (литургические молитвы и предписания о крещении и Евхаристии) источников свод правил для своей общины и кое-что добавил (на устном характере и цельности «Дидахэ» настаивает А. Милавеч). К числу маргинальных относятся теории Дж. Робинсона, который считал «Дидахэ» фантастической композицией послеапостольского времени, не основанной на источниках и не отражающей реальной ситуации ни в одной из церковных общин (с ним согласны Б. Лейтон и Р. Коннолли, который характеризовал автора «Дидахэ» как монтаниста; теорию монтанистского происхождения «Дидахэ» разделял в том числе протоиерей Н. Афанасьев). В «Дидахэ» чётко выражается вера в Пресвятую Троицу, однако богословского раскрытия догмат не получил. Чаще всего о Боге говорится как о Господе; о Боге Отце говорится как о Творце, Слово Которого надо чтить как Господа; о Вседержителе (Пантократоре); о Боге Давида; о добром Воздаятеле награды и о Судии. Само имя «Отец» употребляется в молитвах, в тринитарной формуле. Об Иисусе Христе прямо говорится лишь в литургических молитвах, но именно Он подразумевается там, где говорится о Господе, говорится о Втором пришествии. Тем не менее, вопрос о Богочеловечестве Христа не раскрывается, нигде не используется христологический титул Спаситель, и нет прямых указаний на Крестную смерть и Воскресение (но, возможно, Крест подразумевается). В евхаристических молитвах содержится ряд признаков архаичного богословского языка. Так, говорится о явлении св. виноградной лозы «через Иисуса». Иисус именуется Отроком (Слугой). Кроме того, в «Дидахэ» присутствует архаичное богословие имени. Бог через Своё Имя поселяется в сердцах людей, рождая таким образом новый храм и дом молитвы. О Божестве Святого Духа прямо сказано в крещальной тринитарной формуле. Несколько раз отмечается, что пророки «говорят в Духе». Эсхатологическое учение «Дидахэ» весьма близко к новозаветному (особенно к Мф. 24). Однако, ввиду того что окончание утеряно, исследователям однозначные выводы сделать невозможно.

 



 
PR-CY.ru