Словарь по христианству Д ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов»

ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов»

ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» – раннехристианский памятник, древнейший вероучительный документ (после канона Нового Завета), содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи. Предположительно создан в I в. или в начале II в. в греко-сирийском ареале. Он цитируется авторами начала III в. (Климент Александрийский, Ориген) и IV в. (Афанасий Александрийский, Дидим Слепец), но получает статус неканонического. Лучшая рукопись, содержащая почти весь текст «Дидахэ», сохранилась в библиотеке Святого Гроба в Иерусалиме (с 1887 г. хранится в библиотеке Иерусалимского патриархата), в колофоне этого минускульного кодекса указаны дата его написания (11 июня 5564 г., т.е. 1056 г.) и имя писца («Лев, нотарий и грешник»). Работу с этой рукописью начал в 1873 г. Филофей Вриенний (с 1875 г. – митрополит Серрский, с 1877 г. – митрополит Никомидийский), которому и принадлежит честь публикации editio princeps «Дидахэ» (1883 г.); впрочем, известно, что ещё в 1860 гг. рукопись привлекала внимание архимандрита Антонина (Капустина). В кодексе, состоящем из 120 листов, содержатся Синопсис книг Священного Писания, приписываемый Иоанну Златоусту, «Послание Варнавы», первое и второе Послания Климента Римского, еврейский канон Священного Писания, далее следует текст «Дидахэ», а за ним – Послание Марии из Кассоболы (Кастабалы) священномученику Игнатию Антиохийскому (Богоносцу), его же 12 посланий и небольшой трактат о генеалогии Христа. Значение кодекса для реконструкции оригинального текста «Дидахэ» определяется несколькими факторами: кодекс представляет собой уникальное собрание раннехристианских памятников (это единственная рукопись, в которой сохранились основная часть «Дидахэ» и полный текст второго Послания Климента Римского). Палеографические особенности кодекса свидетельствуют о том, что тексты от «Послания Варнавы» до «Дидахэ» включительно были скопированы с одной рукописи; все сочинения в составе этой рукописи датируются временем не позднее первой половины II в.По мнению исследователей,архетип, с которого делалась копия, в целом был достаточно ветхим. Текст «Дидахэ» обрывается: писец разлиновал страницу, но, поскольку в оригинале, по-видимому, не было окончания трактата, оставил место и продолжил писать со следующей страницы. По мнению В. Рордорфа и А. Тюилье, архетип кодекса можно датировать IV–V вв. Поскольку в разделе о евхаристии, согласно иерусалимскому кодексу, встречается слово, отсутствующее в других свидетельствах текста «Дидахэ» и характерное для александрийской традиции, исследователи полагают, что архетип был переписан в Египте. Большинство учёных относят сохранившуюся в иерусалимском кодексе редакцию «Дидахэ» к раннехристианской эпохе, однако некоторые учёные отказывают ей в надёжности. Так, Э. Петерсон полагал, что текст иерусалимской рукописи является поздней редакцией памятника, происходящей из монашеской среды (возможно, близкой к новацианам). Некоторые исследователи указывают на возможные интерполяции в тексте. Согласно стихометрии Никифора Константинопольского, объём текста «Дидахэ» был равен 200 стихам.

 



 
PR-CY.ru