ДИДАСКАЛИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 5

Вероятно, в главе 12 упоминается практика сослужения епископов, однако ряд исследователей интерпретируют это место как относящееся к агапе, которая упоминается отдельно в главе 9. Несколько глав посвящены таинству покаяния. В главе 5 говорится, что тот, кто грешит после крещения, уже осуждён на огонь геенны. Такие грешники должны быть исключены из общины. Однако в главах 6–7 содержатся призывы к епископу быть милосердным к грешникам и принимать кающихся. Судя по всему, речь идёт не о тайной исповеди, а о так называемом каноническом покаянии, в котором принимает участие вся община, хотя решение выносится епископом. «Дидаскалия апостолов» подтверждает возможность отпущения серьёзных грехов, совершённых после крещения. Однако грешник наказывается отлучением, и ему назначается от двух до семи недель поста в зависимости от тяжести греха. Обвинения полагается принимать по понедельникам, чтобы можно было решить дело до воскресной литургии. Ложные обвинения также подлежат наказанию (глава 10). Разрешение от грехов и примирение с церковью совершается в воскресенье через возложение руки епископа (глава 11). Главным праздником является Пасха, которой посвящена глава 21. Пасха вычисляется по еврейскому календарю (14 Нисана) и представляет собой 3-дневное торжество Страстей и Воскресения с пятницы по воскресенье. Основному моменту праздника (всенощному бдению в субботу вечером) предшествует шестидневный пост (с понедельника по субботу). В среду (четвёртый день недели) и в пятницу в девятом часу совершаются особые службы в память о предательстве и взятии под стражу и Крестной смерти. Пасхальное бдение включает молитвы, ходатайства, чтения из Пророков и Евангелия и пение псалмов, после чего совершается евхаристия. Вероятно, к числу интерполяций IV в. следует относить упоминания о празднике Епифании 6 января (главы 3. 8. 6), 40-дневном посте перед Пасхой (главы 3. 8. 7) и праздновании Вознесения Господня на 50-й день после Пасхи (главы 3. 8. 9); это одни из самых ранних упоминаний об этих праздниках. Все молитвы совершаются лицом к востоку. В «Дидаскалии апостолов» упоминаются практика регулярного чтения псалмов (главы 3. 8. 19) и особые часы молитвы – утром (когда необходимо благодарить Бога, даровавшего нам жизнь), в третий (в воспоминание суда у Пилата), шестой (в воспоминание Распятия Христа) и девятый часы (воспоминание Крестной смерти), вечером, перед сном, в полночь и при пении петуха (на заре; главы 3. 7). Подобно «Дидахе», в «Дидаскалии апостолов» приводится учение о двух путях (главы 3. 6). Христиане увещеваются соблюдать десять заповедей, которые символизируют Иисуса Христа, поскольку первая буква Его имени (Ι) имеет числовое значение 10. Также цитируются «золотое правило» и заповеди блаженства. Мужчин призывают воздерживаться от блуда, не отращивать волос, не носить дорогих одежд и украшений, читать Священное Писание (особенно Пятикнижие и книги Царств), не мыться вместе с женщинами, а женщин – бояться мужа, заботиться о доме, обуздывать свой язык, быть целомудренными, не мыться с мужчинами (главы 1–3). Запрещаются аборты. Подробно разбирается вопрос о степенях родства (кто на ком может жениться – главы 3. 9). Брак с еретиками запрещается. «Дидаскалия апостолов» чрезвычайно важна для изучения истории христианского богослужения и канонической дисциплины. При этом в греческой традиции она, вероятно, никогда не входила в корпус канонических текстов – часть положений была воспринята лишь опосредованно, через «Апостольские постановления». Напротив, в сирийской и эфиопской церквах «Дидаскалия апостолов» издревле имела и доныне сохраняет значение канонического сборника.



 
PR-CY.ru