ДИДАСКАЛИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 4

Роль диаконов, по «Дидаскалии апостолов», чрезвычайно важна и значительна. Они представляют Христа в общине (глава 9), через них обращаются к епископу, их должно быть семь (главы 3. 5) или, если большая община, достаточное количество (глава 16). Они помогают совершать евхаристию, охраняют церковь от входа недостойных, смотрят, чтобы каждый в церкви сидел на своём месте, заботятся о больных, вдовах и сиротах, принимают странников. Главный диакон носит белые одежды и орарь на плече. Об иподиаконах говорится только то, что их должно быть 14. Диакониссы сравниваются со Святым Духом (по-сирийски слово «Дух» – женского рода; глава 9). Они помогают при крещении женщин, помазывая их елеем. Епископ посылает их в те дома, в которые не могут пойти диаконы во избежание нареканий со стороны язычников. Вдовы, как и в книгах Нового Завета, предстают как особый церковный чин. Они должны быть старше 50 лет (глава 14). Как и сироты, они уподобляются алтарю ветхозаветного храма, поскольку молятся за делающих приношения и за всю церковь (глава 15). Они также посещают больных и возлагают на них руки с разрешения епископа и диакона. Как и мирянам, вдовам запрещено учить в церкви. Среди вдов избираются 13 главных. Характерно, что в «Дидаскалии апостолов» не говорится о таком распространенном чине в ранней церкви, как девы. Вообще девству уделяется мало внимания. «Дидаскалии апостолов» – один из самых ранних памятников, в котором говорится о существовании у христиан особых церковных зданий. Внутреннее устройство храма подробно не описывается. В храме обычно сидели, вставали только для совершения молитвы. Пресвитеры занимали места у восточной стены, среди них находился епископский трон. Далее у той же восточной стены располагались миряне – сначала мужчины, затем женщины. В храме имеется вима (ступень, возвышение) и «стол» (св. престол?). Чин крещения в «Дидаскалии апостолов» подробно не описывается, однако основные элементы известны. Погружению в воду предшествовало оглашение (главы 2. 39), продолжительность которого точно не определяется, и предкрещальное помазание (глава 16), состоявшее из двух частей: сначала епископ помазывал голову крещаемого и возлагал на него руки, а затем пресвитер или диакон (диаконисса для женщин) растирал елей по всему телу. Далее совершалось призывание божественных имён над водой (глава 16). В крещении человек избавляется от грехов и от нечистых духов и получает печать (главы 3. 6). Женщинам запрещалось совершать таинство крещения. Пресвитер не мог крестить собственных детей, за исключением опасности смерти (главы 3. 9. 17). Тексты чинопоследования литургии в «Дидаскалии апостолов» не приводятся. Евхаристия совершается преимущественно по воскресеньям. В состав литургии входят чтения из Священного Писания (завета, из Пророков и Евангелия – главы 3. 8. 10), которое читается на виме. Вещества для таинства, вероятно, приносят сами верные, а диаконы отбирают подходящие для евхаристии. Для Даров используется термин «антитипы»; они освящаются Святым Духом – глава 26(27). Евхаристический хлеб используется только в тот день, когда испечён (главы 3. 8. 27).

 



 
PR-CY.ru