ДИДАСКАЛИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 2

В настоящее время лучшим изданием сирийской версии, учитывающим наибольшее число рукописей, является работа Артура Выыбуса (1979 г.). Арабская и эфиопская версии зависят от первой–шестой книг «Апостольских постановлений». Древнейшие рукописи датируются XIV в. Перевод «Дидаскалии апостолов» на русский язык (по изданию Ф. Функа) опубликован в приложении к исследованию Павла Александровича Прокошева (1913 г.). В сирийских рукописях «Дидаскалия апостолов» обычно разделяется на 26 или 27 глав (иногда глава 23 разделена пополам), что, вероятно, повторяет деление оригинального текста. В ряде сирийских рукописей основному тексту предшествует подробное оглавление. Подобно «Дидахе», предписания канонического характера предваряются нравственными наставлениями для всех верных и отдельно для мужчин и женщин (главы 1–3). В главе 3 также говорится о различных священнослужителях и церковнослужителях. Далее следует большой блок постановлений, касающихся пастырских обязанностей епископа (главы 4–11). В главе 12 содержатся предписания о положении клириков и мирян в храме, в главе 13 – увещевания не оставлять молитвенного собрания и евхаристии, не посещать театров, не слушать язычников и избегать еретических сборищ. В главах 14–15 говорится о вдовах, составлявших в ранней церкви особый чин. В главе 16 – об обязанностях диаконов и диаконисс. В главах 17 и 22 говорится о заботе о сиротах и их содержании. В главе 18 клирикам запрещается принимать пожертвования от язычников и грешников. В главе 19 говорится о необходимости заботиться о заключённых и гонимых за имя Христово и не бояться преследований. В главе 20 речь идёт о воскресении мёртвых. Глава 21 посвящена празднику Пасхи и постам (среда и пятница и шесть дней перед Пасхой). В главах 23–24 обличаются ереси и расколы. В главах 24(25)–25(26) повествуется о Соборе 12 апостолов (ср.: Деян. 15), которые освободили христиан от соблюдения закона Моисеева и составили «Дидаскалию апостолов» для защиты от ересей. Глава 26(27) посвящена свободе христиан от обрядовых предписаний Ветхого Завета, особо рассматривается вопрос о женской нечистоте. Поскольку основное внимание в «Дидаскалии апостолов» уделяется канонической дисциплине, вопросы догматического характера в ней не затрагиваются. Однако в православии автора не может быть сомнения. На протяжении текста часто встречаются краткие вероисповедные формулы (например, в главе 20: о Христе – «родился от Девы», «пострадал по Писаниям»), среди которых есть и архаичные (например, в главе 10 – «Отец, Сын со Святым Духом»). Наиболее развёрнутое исповедание веры помещено в конце текста «Дидаскалии апостолов», где говорится, что Христос был распят при Понтии Пилате, умер (букв. – уснул) и воскрес из мёртвых, был взят на небеса силой Отца и Святого Духа, воссел одесную Бога Всемогущего и придёт с силой и славой судить живых и мёртвых – глава 26(27). Однако в данном случае нельзя исключать вероятность интерполяции. «Дидаскалия апостолов» содержит множество цитат из книг Ветхого Завета, большая часть которых соответствует версиям Септуагинты и Пешитте. При этом сирийская версия часто согласуется с так называемой Vetus Syra, а латинская – с Vetus Itala.

 



 
PR-CY.ru