Словарь по христианству Д ДИАКОННИК

ДИАКОННИК

ДИАКОННИК –  помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений. В православных храмах с 3-апсидным планом алтаря обычно занимает южную апсиду. Термин в смысле некоего помещения при христианском храме получил распространение в IV–VI вв., однако употреблялся в различных значениях. В агиографическом сборнике Apophthegmata partum (IV–VI вв.) этим словом обозначен сам храм или его алтарь (вероятно, в этом же значении термин употреблён в христианской строительной надписи из г. Баргилия в Карии). Термины, возможно, обозначающие один и тот же отдельный от храма компартимент, упомянуты в материалах Собора епископов Второй Сирии 518 г. В написанном преподобным Кириллом Скифопольским (VI в.) «Житии преподобного Саввы Освященного» говорится о том, что обретённая Саввой Богозданная церковь имела обширный диаконник к северу от алтаря, а в написанном тем же Кириллом «Житии преподобного Евфимия» говорится о том, что в диаконнике хранились святыни монастыря. Таким образом, диаконнику в раннем значении термина соответствуют византийский скевофилакион (так, многие молитвы «в скевофилакии», завершающие чинопоследование Божественной литургии, согласно рукописям византийского Евхология периферийных редакций VIII и последующих веков, употребляют термины «скевофилакий» и «диаконник» безразлично) и западная сакристия (возможно, также и сирийский пастофорий). В средневизантийское время в связи с широким распространением 3-апсидных крестово-купольных храмов диаконником стали называть южную из трёх алтарных апсид. Однако исследователи замечают, что в константинопольских храмах IX–XI вв. три апсиды могли первоначально использоваться не как протесис (жертвенник), алтарь и диаконник, а как три независимых алтаря. Развитие чина проскомидии в VIII–XIV вв. привело к окончательному выделению северной апсиды под протесис, что и привело к закреплению функций диаконника за южной апсидой. В поздневизантийское время термин «диаконник» становится общепринятым – даже в храме Святой Софии в Константинополе, где диаконник первоначально отсутствовал (его функции выполняло отдельное от храма здание скевофилакия), к XIV в. под него было выделено одно из помещений внутри храма (в сочинении, приписываемом Кодину (XIV в.), упоминается, что император мог слушать коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, находясь в диаконнике). В древнерусских источниках в отличие от византийских южная апсида не носит названия «диаконник» до XVI–XVII вв., когда началась унификация литургической терминологии по греческому образцу (исследователи также отмечают некоторую неустойчивость древнерусской терминологии).

 



 
PR-CY.ru